Как в Швеции борются с дискриминацией ЛГБТ-сообщества

время чтения: 3 мин

 

Швеция традиционно входит в рейтинг стран с самым высоким уровнем жизни, образования, науки и культуры. Казалось бы, в самой социальной и свободной стране говорить о дискриминации не приходится. Однако с непониманием в обществе ежедневно сталкиваются представители ЛГБТ-сообщества. И это несмотря на то, что гей-прайды собирают тысячи людей и стали уже традиционным и долгожданным событием.

vavya

По словам председателя ЛГБТ-организации «Tupilak» Билла Шиллера, самой большой дискриминации подвергаются ВИЧ-позитивные геи и лесбиянки. С 1995 года в Стокгольме работает «Positive group», куда гомосексуалов с таким диагнозом приглашают, чтобы они могли поделиться своими проблемами, новостями и планами. Не всегда ВИЧ-позитивный человек находит в себе смелость прийти на встречу. Зачастую это инициатива его друзей или близких. Организаторы используют игры и релаксацию, чтобы участники не пугались, а наоборот, радовались встречам.

Главная задача «Positive group» – изменить негативное восприятие ВИЧ-позитивных людей обществом.

Существуют и законодательные проблемы, а именно уголовная ответственность в случае, если ВИЧ-позитивный человек не предупредил о своем диагнозе партнера. Предусмотрено наказание – от 3 месяцев до 5 лет лишения свободы. Причем в Швеции были зафиксированы случаи, когда партнер был предупрежден, но уже после предъявлял обвинения ВИЧ-позитивному человеку, после чего того арестовывали и привлекали к уголовной ответственности.

По мнению экспертов, карательные законы и репрессивные меры, направленные против гомосексуалов, не позволяют эффективно бороться с распространением ВИЧ/СПИД, только усугубляя ситуацию.

Крупнейшая ЛГБТ-организация Швеции RFSL настаивает на том, чтобы уголовную ответственность заменили на административную, так как замалчивать эту проблему нельзя. Геям и лесбиянкам рекомендуют чаще проходить тесты, пользоваться средствами контрацепции.

Несмотря на высокий уровень образования, жители Швеции по-прежнему очень мало знают о ВИЧ и СПИД, чаще всего руководствуются стереотипами о том, что основные носители вируса – геи и проститутки. В обществе достаточно высокие дискриминационные настроения. Активисты связывают это с тем, что нынешняя молодежь не застала общественных кампаний против дискриминации, которые 10 лет назад проходили по всей стране.

Эту ситуацию описывает и Билл Шиллер: «ВИЧ-позитивных геев перестали приглашать на вечеринки. Потому что если об этом узнают остальные участники, они откажутся приходить. Чтобы, не дай Бог, никто не подумал, что они также ВИЧ-позитивны».

Вторая группа ЛГБТ-сообщества, которая также подвергается общественному осуждению, – это трансгендеры (термин «трансгендерность» обычно используют для обозначения несовпадения социального и биологического пола). Публично об этом явлении в Швеции стали говорить только 15 лет назад.

Поэтому до сих пор транссексуалы или трансвеститы сталкиваются с непониманием на работе, учебе, в семье.

«Больше всего проблем доставляют полицейские. Эта социальная группа достаточно неохотно принимает нас, – говорит журналистка и член RFSL Джейн Джонсон. – Однако гомофобии в широком смысле, как это раньше было с геями или лесбиянками, мы не ощущаем. Гомофобные учреждения или компании воспринимаются в обществе негативно, такое отношение отражается на имидже». Джейн уверена, что изменить отношение в обществе могут помочь СМИ: «Нужна актуализация проблемы, общественные дискуссии, где трансгендеры и эксперты могли бы ответить на вопросы, которые люди зачастую скрывают за своими стереотипами».

И вопросы эти в шведских медиа действительно обсуждаются как на национальном, так и на региональном уровне. Существуют также тематические издания. К примеру, журнал «QX» Редактор Ён Восс говорит о том, что их миссия – не только освещать текущие события в ЛГБТ-сообществе, но и подымать проблемы, тем самым помогая общественно-политическим СМИ лучше разбираться в теме. «Быть гомофобом в шведском обществе неполиткорректно, это выглядит дико и неприемлемо. Поэтому радикальные и дискриминационные тезисы можно встретить разве что в христианской прессе. Хотя есть священники, которые открыто выступают с поддержкой геев и лесбиянок», – отмечает Ён Восс.

Билл Шиллер, который в прошлом году был на гей-прайде в Минске, не понаслышке знает, как в Беларуси дискриминируют представителей ЛГБТ-сообщества. Он считает, что изменение ситуации зависит от активности самих геев и лесбиянок, а также от инициативы СМИ: «Опыт Швеции показывает: чтобы бороться с дискриминацией, представителям ЛГБТ-сообщества нужно объединяться. Они должны открыто говорить о своих проблемах и заручиться поддержкой толерантных людей. А медиа, в свою очередь, должны выводить дискуссии на национальный уровень».

Адар’я Гуштын, «Новая Еўропа»