Пропаганда гомосексуализма: есть ли она в Беларуси?
Есть опасения, что уже в конце 2014 года в Беларуси может быть принят закон, наподобие российского, печально известного «запрета пропаганды гомосексуализма». Действительно ли эта пропаганда актуальна для нашей страны и что это, вообще, такое? Изучаем вопрос вместе с Екатериной Покаместовой.
Екатерина Покаместова, Gaypress
В Беларуси готовится подозрительный законопроект под названием «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию».
Гомофобия в законе
Гомельский ЛГБТ-активист Вадим Крюк, развернувший превентивную кампанию против гомофобного закона в январе 2014 года, получил ответы от госорганов о возможном принятии белорусским парламентом гомофобного законодательства. Ответ настолько пространный, что невозможно определенно сказать, будут власти принимать гомофобные законы или нет.
Вадиму Крюку в частности сообщили, что правовые изменения нужны для законодательных гарантий и организационно-правовых-механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью (физическому и психическому) и развитию, в том числе «печатной, аудиовизуальной и электронной продукции, посредством электронных и компьютерных игр, культурно-зрелищных мероприятий, пропагандирующих насилие, жестокость, порнографию и антиобщественное поведение».
В связи с этим будут изменены законы «О правах ребенка», «Об информации, информатизации и защите информации», «О средствах массовой информации», «О кинематографии», «Об электросвязи» и закон Республики Беларусь «Об издательском деле».
Представитель Белорусского Хельсинского комитета, правозащитник Наталья Маньковская скептически относится к возможности принятия гомофобного закона в Беларуси:
«На основании ответов, полученных от государственных инстанций касательно законопроекта, мы не можем делать выводов относительно его содержания. Никаких упоминаний о ЛГБТ в официальных ответах гослиц по этому поводу не было».
Вадим Крюк, напротив, считает, что не стоит слишком доверять властям и расслабляться раньше времени. Хотя все госинстанции в своих ответах заверяли, что подготовка законопроекта ведется в соответствии с Конституцией, актами президента, законами и соответствующими международными обязательствами РБ, это не исключает гипотетической возможности появления законов, ущемляющих права ЛГБТ.
«В письмах чиновников фигурирует определение «аморальное поведение». Что это означает, как его интерпретируют, неизвестно. Но пример попытки отмены трансляции Евровидения в Беларуси по причине аморального поведения участницы Кончиты Вурст уже был. Есть основания полагать, что рано или поздно, у нас может появиться и закон аналогичный российскому», — говорит Вадим Крюк.
Общественное мнение
Тем временем белорусские СМИ вольно или невольно готовят благодатную почву для формирования гомофобных настроений в обществе. Все чаще митрополит Павел позволяет себе гомофобные высказывания на публике, отождествляет Запад с гей-свободами.
В медиапространстве появляются белорусские левоцентристы с гомофобными идеями отказаться от участия в «Евровидении», чтоб остановить экспансию «европейской чумы», разлагающей моральные устои общества. Известные белорусские медиа-персоны, к примеру телеведущий Евгений Перлин, член жюри «Евровидения» Евгений Олейник, известный радиоведущии Глеб Давыдов высказываются о своем негативном отношении к ЛГБТ. Причем журналистское сообщество считает эти высказывания вполне этичными.
Белорусские СМИ в целом тяготеют к негативной оценке при освещении ЛГБТ-тематики. По данным ежегодного мониторинга, в 22% случаев события, касающиеся белорусских геев, получают негативную оценку, в то время как СМИ вообще должны от нее воздерживаться.
Так что в данной атмосфере гипотетическое принятие белорусским парламентом гомофобных поправок, вероятно, никого не удивит.
Защита прав
Возможность появления в Беларуси закона, якобы защищающего детей от пропаганды гомосексуализма, прокомментировала правозащитник ПЦ «Весна» Татьяна Ревяко.
Эксперт считает, что проблема кроется не в самой сути идеи — защитить людей от негативного влияния, — а в том, каким образом депутаты себе представляют эту защиту.
В международном понимании прав человека и в Конституции Беларуси есть перечень ограничений прав. Исходя из интересов морали, из интересов прав других людей, а так же национальной безопасности запрещается пропаганда насилия и вражды. Это абсолютно легитимные ограничения, которые при неумелом толковании могут превратиться в недопустимые.
«Вопрос в том, каким образом будут насыщены планируемые поправки и изменения в белорусском законодательстве, что конкретно в них будет вкладываться. Будут ли это недопустимые ограничения, либо они будут соответствовать конституционным стандартам и защищать законные интересы детей? Сложно говорить, пока не увидишь сам законопроект, а тем более, пока не знаешь, каким образом будет развиваться практика в данном направлении», — говорит Татьяна Ревяко.
Если белорусские законодатели все же попытаются повторить опыт России, им, чтоб не сесть в лужу, придется потрудиться над формулировками. В ином случае это будет не что иное, как удобное оружие против ЛГБТ.
Ведь, по мнению правозащитника, российский закон о запрете пропаганды гомосексуализма «далеко переходит допустимые пределы».
«Там нет понимания, где защита интересов, а где — незаконное ограничение прав других людей, необходимый баланс не сохранен», — заключает эксперт.
О геях в СМИ начистоту
Что известно о пропаганде гомосексуальности в белорусском обществе? Мы обратились за помощью к Диме Кармазину, медиаэксперту, журналисту «Радыё Рацыя», который является автором мониторинга «Освещение ЛГБТ-тематики в белорусских СМИ».
«По результатам мониторинга не было найдено материалов конкретно на тему пропаганды гомосексуальности в Беларуси, — говорит Дима Кармазин. — В государственных СМИ гей-тематика практически отсутствует, в сводках новостей появляются только глобальные международные новости, связанные с ЛГБТ- сообществом. Например, принятие закона о разрешении регистрации однополых браков во Франции».
По словам Дмитрия Кармазина, независимые СМИ достаточно подробно освещают деятельность ЛГБТ-организаций и активистов, но зачастую это просто сухие факты. В основном нет прямых проявлений дискриминации либо выраженной агрессии. К сожалению, отсутствует и какая-либо аналитика, которая в значительной степени формирует общественное отношение к дискриминируемым группам.
Очевидно, что о геях белорусские СМИ стараются лишний раз не вспоминать. ЛГБТ-сообщества в наших масс-медиа напоминают политическую оппозицию: традиционно пишут о шествиях, пикетах, задержаниях, разгонах и т.д. Возможно, всему виной не проработанная стратегия позиционирования себя в СМИ у ЛГБТ — отсутствие идеального образа и правильной подачи информационных поводов.
Не говори о геях вслух
Cегодня мы видим, что в России власть незамедлительно постаралась доказать, что закон был жизненно необходим обществу и что от его работы наступают очевидные улучшения. Но отсутствие четкого определения «пропаганды гомосексуальности» привело к абсурдным прецедентам.
Так, писательницу Людмилу Улицкую вызывали в Следственный комитет. Писательница является составителем серии книг для подростков по культурной антропологии. Среди прочего в ней сказано, что в мире существуют гомосексуальные семьи. Из-за этого Улицкую заподозрили в нарушении закона о гей-пропаганде среди несовершеннолетних.
Засветился и шоумен Сергей Светлаков, снявшийся для одной рекламной кампании в образе челябинского фрезеровщика-гея Ивана Дулина, что вызывало подозрение у российских властей.
Даже обычную брянскую школьницу обвинили в пропаганде гомосексуализма. Контролирующие органы заинтересовались девочкой, которая не скрывала от учителей и одноклассников своей нетрадиционной ориентации. По утверждению комиссии, она «систематически распространяла информацию, направленную на формирование у несовершеннолетних искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений».
В российском законе о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений зияет огромная смысловая дыра, порождающая порой абсурдные и потому трагические ситуации. Выходит, запретить запретили, а что конкретно — не сказали.
Пропагандировать гомосексуальность — то же, что пропагандировать восход солнца
Саму идею, что гомосексуальность пропагандировать можно и это приносит плоды — то есть, проще говоря, благодаря мультикам про геев среди подростков повышается число геев, — часть общества находит абсурдной.
Неужели внешний вид Сергея Зверева вдохновляет людей сменить ориентацию? И вообще, сексуальная ориентация — это вопрос выбора?
Российский сексолог Игорь Кон о понятии пропаганде гомосексуальности говорит следующее:
«Что такое пропаганда гомосексуальности, мне не понятно. Разве кто-нибудь выступает по поводу того, что гомосексуальность лучше гетеросексуальности? Вопрос выбора сексуальной ориентации — это не вопрос моды. Нечто подобное может существовать и существует в каких-то молодежных субкультурах, где могут изображать то одно, то другое. Что же касается серьезных процессов, то они имеют более глубокие органические причины».
Происходящее в России Кон называет кампанией «гомофобии, требованиями что-то запретить, закрыть». Это противоречит общим тенденциям культуры и российскому законодательству. По мнению сексолога, это связано с опасным феноменом усиления ксенофобии, то есть ненависти и неприязни ко всем другим, чужим.
Юрист Максим Черниговский, ведущий рубрики «Dura Lex» журнала «Коммерсантъ. Деньги» считает, что даже если гетеросексуальный человек захочет стать гомосексуальным, у него ничего не получится.
«Нигде в законодательстве нет чёткого определения, что такое «пропаганда гомосексуализма», каждый раз следователю, судье необходимо проводить экспертизу, является ли то или иное публичное мероприятие «пропагандой гомосексуализма» или нет. Пропаганда — это распространение идей, учений, толков с целью обрести сторонников. Гомосексуальность — разновидность направленности полового влечения. От идей, учений, толков она никак не зависит, поскольку является не волевым импульсом, а особенностью психики, проявляющейся помимо воли индивида. C точки зрения формальной логики и здравого смысла, словосочетание «пропаганда гомосексуализма» — какая-то бессмысленная комбинация слов. С тем же успехом можно «пропагандировать» восход и закат солнца».
Справка Gaypress: Всем известный закон, принятый в России в 2013 году, устанавливает ответственность за «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений» среди несовершеннолетних. Пропаганда, по их мнению, выражается в распространения информации, направленной на «формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок», формирующей «привлекательность нетрадиционных отношений» или предоставляющей «искаженное представление о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных отношений». Запрещается «навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающих интерес к таким отношениям».
К сожалению, ни одна из предусмотренных законодателем форм нарушений закона не объясняет конкретно, что является пропагандой гомосексуализма и каковы критерии этого определения. Непонятно, как должен журналист освещать ту или иную сторону ЛГБТ-тематики, не нарушая закон.