killer

Топ-10 нетолерантных статей весны: русские и Кончита Вурст в опале

время чтения: 4 мин

Какие из белорусских СМИ разжигают между людьми вражду и ненависть? Ответ дают исследователи из Минска, проводящие мониторинг «Язык вражды в белорусских сми».

Gaypress

В пилотном отчете мониторщики рассказывают о самых нетолерантных изданиях и материалах, опубликованных с апреля по май 2014 года. Под их прицел попали 35 национальных СМИ — республиканского и локального масштаба, государственные и независимые издания. Полный список вы можете найти в нашей презентации, а также на странице с полным текстом отчета.

 Метод отбора

Исследователи выделили 57 материалов, где появляется язык вражды в отношении различных социальных групп, отличающихся от большинства по этничности, вероисповеданию, сексуальной ориентации, инвалидности, гражданству и пр. Максимальное число материалов, содержащих язык вражды, было опубликовано в газете под названием «Солидарность» — 7 (статьи и 2 некорректных анекдота). Условное второе место делят «Заря», «Во славу Родины» и «Народная воля», каждая с 5 материалами. Условное третье — «Свободный город» и главная страница «Комсомольской правды» с 4 и 3 материалами соответственно.

Исследователи используют слово «условный», так как по количеству материалов нельзя судить о качестве работы журналистов и «объеме языка вражды».

Так что каждому материалу была присвоена своя оценка степени корректности в зависимости от нескольких факторов. К примеру, язык вражды может проявляться как в прямом призыве к насилию, так и просто презрительным эпитетом. Враждебное высказывание может случайно промелькнуть в материале или, напротив, составлять его основу. Журналист может сам транслировать некорректные идеи либо приводить их только для того, чтобы раскритиковать. В общем на основании числовых показателей некорректности получился топ-10 самых некорректных материалов.

 Сначала была песня

  1. Мы ніколі не будзем братамі: гімн свабодных народаў, Новое время (47)
  2. Черная месть жалких пигмеев, Во славу Родины (41)
  3. Аб расійскім нацызме, Наша Ніва (41)
  4. Политика не может оправдать смерть, Народная газета (39)
  5. Если бы мы знали о Ленине всю правду, его памятники давно оказались бы на свалке, Свободный город (37)
  6. Кому выгодно столкнуть страну в бездну? Во славу Родины (37)
  7. Как уйти от совести. Опыт “белорусской” коллаборации, Во славу Родины (36)
  8. Норма, СБ-Белаурсь Сегодня (36)
  9. Комментатор «Евровидения» Евгений Перлин:» Меня стали преследовать сексменьшинства», Комсомольская правда в Беларуси (32)
  10.  Каждый по 30 — Синяя борода европейской культуры (СБ-Беларусь Сегодня), Мітрапаліт Павел пра Канчыту Вурст. Ці згодныя вы? (Свободное Глубокое) “Борцы за свободу Беларуси” из украинской повстанческой… (Во славу Родины) Без меня (Свободный город)

 

 Результаты стали неожиданностью даже для команды мониторинга. Самым некорректным материалом стала минималистичная публикация, почти без комментария со стороны редакции, —  клип на песню, посвященную событиям в Украине.

«Поскольку сама песня написана во время войны и несет в себе мощный (и по-человечески совершенно понятный) эмоциональный заряд отношения к врагу, в ней обнаружились максимальное разнообразие и интенсивность проявления языка вражды. Вероятно, это особенность поэзии. Сравнений с другими песнями в рамках этого мониторинга нам провести не довелось. Но есть предположение, что показатели для стихотворений и песен на военную тематику были бы выше, чем для журналистских материалов», — говорится в отчете.

Топ-10 нетолерантных статей весны: русские и Кончита Вурст в опалеВ типичном для поэтической речи обобщении, по мнению мониторщиков, таится опасность.  А качестве врага предстает весь русский народ. Песня работает на формирование негативного стереотипа в отношении этнических русских и граждан России. Без внимания остается то, что далеко не все они поддерживают агрессию российских властей против Украины. А это увеличивает риск конфликтов на бытовом уровне в придачу к военным.

Специалисты считают, что негативный эффект публикации можно было бы снизить, указав в комментарии редакции на тот факт, что среди русских и россиян есть люди, поддерживающие Украину.

Неприятный сюрприз

Острота украинских событий ярко проявилась в топ-10 мониторинга. Эту тему с разных позиций освещают сразу 5 материалов из топ-10.

Наиболее неожиданный из них — неожиданный в смысле попадания в список самых некорректных публикаций — стала колонка правозащитника Валентина Стэфановича «Без меня». В его тексте Россия и русские также предстают в монолитно-негативном образе, без отсылки к разности позиций внутри РФ.

Можно предвидеть возражение: соцопросы в России показывают, что политику Кремля поддерживает большинство. Но группа журналистов, проводящая этот мониторинг, настаивает, что выстраивание однородно-негативного образа мешает взаимопониманию с теми, кто придерживается иных взглядов, делает их невидимыми в медийном пространстве, упрощает картину реальности до простой и однозначной и тем самым увеличивает градус конфликта.

 Борода Кончиты Вурст и военные

Вторая по популярности после Украины тема, отразившаяся в топ-10 — победа на конкурсе Евровидение австрийского исполнителя Томаса Нойвирта, выступающего в женском образе. Борода Кончиты Вурст (псевдоним исполнителя) обеспокоила сразу четверых авторов, а способ, каким они выразили свое беспокойство, привел их в топ-10.

The Eurovision Song Contest 2014

Отдельно мониторщики останавливаются на количестве материалов газеты «Во славу Родины» в топ-10 некорректных публикаций. Их сразу 4. Но это все же не позволяет назвать «Во славу Родины» самой некорректной газетой. Полученный результат закономерен, поскольку сам способ мышления военных предполагает деление мира на «союзников» и «врагов», фокусирует их внимание на темах конфликтов, в первую очередь вооруженных. Вместе с тем, хочется надеяться, что газета не слишком популярна у массового читателя. Экспансия на гражданских лиц способа мышления и отношения к миру профессиональных военных должна была бы привести к росту агрессии в обществе.

 Выводы

Для белорусского медийного поля не характерна агрессивная риторика физического устранения Другого (уничтожения, выселения), что совершенно закономерно для по преимуществу моноэтничной страны (большинство иностранцев — россияне и украинцы, не выделяющиеся внешне, процент заметных других невысок в сравнении со странами-соседями). Но одновременно ярко проявляется стратегия игнорирования Другого и отказа от коммуникации с ним. Это создает риск того, что в ситуациях, когда игнорировать Другого становится невозможным (например, наплыв мигрантов), можно ожидать резкого роста агрессии, ведь культура диалога, сохранения коммуникации не проявлена в медиа, а значит, есть вероятность, что она не проявлена и вне медийного поля.

В период апрель — май 2014 года основными производителями языка вражды в белорусских СМИ были журналисты. Персонажи материалов получали возможность транслировать ксенофобные, сексисткие, гендерно некорректные и религиозно нетерпимые взгляды в большинстве своем при содействии автора материала. Нейтральная позиция журналиста, опирающаяся на принцип свободы слова и предоставление возможности высказаться каждому, объясняет появление менее 20% некорректных материалов. А стратегия цитирования, дополненная критическим отношениям к некорректным высказываниям (отношением самого журналиста или другого персонажа), в случае белорусских СМИ может быть названа маргинальной (около 8% материалов).

 О проекте

Мониторинг языка вражды в СМИ проводится в Беларуси впервые. На постсоветском пространстве подобные мониторинги проводились в России информационно-аналитическим центром «СОВА» и в Украине инициативной группой Xenomonitor. Их разработки легли в основу белорусской версии.

Инициатором проведения мониторинга в РБ стала инициативная группа «Журналисты за толерантность». Цель проекта — повышение социальной ответственности беларусских журналистов. Мониторинг охватывает полгода: апрель-сентябрь 2014 и делится на три этапа по два месяца.