Вячеслав Бортник требует проверить законопроект «О защите детей» на гомофобию
Приближается декабрь, а с ним и срок внесения законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в Палату представителей Национального собрания. Ответственными за его подготовку являются Совет Министров Республики Беларусь, Генеральная прокуратура и Национальный центр законодательства и правовых исследований. По плану законопроект должен был быть подготовлен ещё 3 месяца назад, однако текста никто до сих пор не видел.
10 ноября белорусский правозащитник и один из инициаторов кампании «НЕТ гомофобному законодательству в Беларуси» Вячеслав Бортник обратился в компетентные органы с требованием предоставить тест законопроекта. Ответы пришли только из парламентских комиссий, которые подтвердили, что не располагают текстом законопроекта и не имеют представления о его окончательной концепции. Органы, непосредственно ответственные за подготовку законопроекта, ответили молчанием.
Председатель постоянной комиссии по законодательству Людмила Михалькова заверила, что пожелания участников кампании «НЕТ гомофобному законодательству в Беларуси» будут учтены депутатами при рассмотрении законопроекта «в случае его поступления». Она также отметила, что рассмотрение этого законопроекта по перечню основных вопросов относится к компетенции постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации, которую возглавляет Андрей Наумович.
«Всё, что происходит в белорусской законодательной сфере (да и не только в законодательной) достаточно непредсказуемо, — заявил Вячеслав Бортник. — Можно только делиться догадками на этот счёт».
Ещё в прошлом году на «Партизане» прошла информация о возможной рекриминализации гомосексуальности в ближайшее время, которая впоследствии была опровергнута спикером белорусского парламента. Активист Вадим Крюк, когда работал в РМОО «Встреча», рассказывал о своём разговоре с юристом. Тот был убеждён в том, что белорусский анти-геевский закон будет гораздо жёстче российского, предусматривая не только административную, но уголовную ответственность, что в деталях обсуждалось на Минской коллегии адвокатов.
С другой стороны, овчинка не стоит выделки. ЛГБТ-движение находится на зачаточной стадии развития и видимым его никак не назовёшь. Валить на него все наши беды ну уж совсем выглядело бы абсурдным. А если предположить, какую шумиху это поднимет на Западе, да ещё в преддверии президентских выборов, идея покажется и совсем уж нелогичной. В Беларуси справились и без гомофобного закона. Запугали директора единственного в стране гей-клуба, который вынужден был его закрыть. Потягали по КГБ и МВД учредителей гей-организации, которые в страхе за собственную безопасность вышли из её членства. Вынудили покинуть страну белорусского гей-лидера Сергея Андросенко. В декабре прошлого года власти сделали всё возможное для того, чтобы не состоялась знаковая общественно-политическая акция белорусских ЛГБТ — «Минский гей-прайд 2013». Не пришлось даже особенно прибегать к помощи силовых структур. Так что задействовать дополнительные законодательные усилия не имеет никакого смысла».