Однополая любовь в играх: толерантность или маркетинг?
Игровая индустрия не осталась безучастной к трендовой теме сексуальных меньшинств. Но почему однополые отношения «пичкаются» сейчас во всё, что можно? Это толерантность или маркетинг? Разберемся на примерах.
Сразу на ум приходит компания BioWare. Она является подразделением компании Electronic Arts, которая была признана лучшей компанией с политикой поощрений сотрудников с нетрадиционной сексуальной ориентацией по исследованию организации «Кампании за права человека». Игры BioWare не раз становились центром дискуссий относительно однополых романов. В частности, возможность завести отношения с персонажами своего пола присутствуют в таких известных играх студии, как Mass Effect и Dragon Age. По словам разработчиков, они не собираются в ближайшее время что-то менять. В 2014 году BioWare даже временно сменила свой логотип по случаю фестиваля Pride Week. Тогда разработчики поместили на место логотипа радужную ленту с названием студии в качестве солидарности с парадом сексуальных меньшинств.
Многие геймеры тогда недоумевали из-за столь рьяного продвижения и прославления однополых отношений в двух популярных играх, и разработчики не замедлили с объяснением. Продюсер BioWare, Кэмерон Ли, заявил на Gamescom 2014, что больше RPG должны предоставлять игрокам возможность играть за ту расу, пол и сексуальность, которые им нравятся. И тот факт, что тема однополых отношениях вызывает проблемы и обвинения, находится за пределами понимания разработчика. По поводу присутствия однополых отношений в Dragon Age: Inquisition Ли сказал следующее: «Это очень важная тема. Она относится к возможности реализовать свои фантазии и воображение. Ваши фантазии могут отличаться от моих в отношении пола, сексуальности, расы, класса, внешнего вида и прочих вещей. Мы не будем заставлять вас играть за фиксированного персонажа, где вы играете за героя мужского пола, который бегает по миру, выглядит определенным образом, двигается как-то иначе. Мы даже предоставляем вам возможность выбирать голос вашего героя. Так что я искренне не понимаю, почему возможность выбора пола и сексуальности – проблема для геймеров. У нас есть технология для реализации этого, и мы занимаемся этим долгое время, так почему не позволять геймерам осуществлять их фантазии.» Получается, что разработчики думают только о «высоком», и в связи с этим протесты и ругань в сторону BioWare выглядят уже как неприятие личного выбора человека. Что ж, грамотный толерантно-маркетинговый ход. Впрочем, не только BioWare заботится о правах представителей сексуальных меньшинств. Компания Atari создала социальную мобильную игру Pridefest. Игра ориентирована в первую очередь на представителей ЛГБТ-сообщества (общественно-политическое движение лесбиянок, геев, бисексуалов, и трансгендеров) и представляет из себя некий градостроительный симулятор, где игрокам нужно обустраивать и украшать улицу для предстоящего гей-парада. Собственно, организация парада также входит в обязанности игрока.
А буквально на днях появилась еще одна обескураживающая новость: некоторые разработчики намерены добиваться присутствия эротических игр без цензуры в Steam. К примеру, студия Liar Soft уже усердно трудится над эротической игрой Kindred Spirits on the Roof, которая будет доступна для геймеров без единой цензурной правки. Довольно смело, если учесть, что ранее Steam никогда не был площадкой для подобных материалов. Суть предлагаемой «клубнички» заключается в следующем. Экономическая женская академия Коконотсубоши основана в старом замке. Однажды робкая Туми Юна встречает на крыше двух приведений во время обеда: призрака Эноки Саши, погибшей по воле несчастного случая до войны и призрака Нагатани Мегуми, погибшей от болезни 30 лет назад. Две родственные души встретились в замке и влюбились друг в друга. Они страстно желают испытать удовольствия «первого раза» перед тем, как отправиться на вечный покой, но не знают, как. Задача геймеров будет заключаться в создании сугубо женских лесбийских пар. Разработчики игры объясняют своё стремление продвигать в массы подобную игру вполне предсказуемо: «Это монументальные новости для всей игровой индустрии. Все в игре будет полностью открыто — никаких заплаток или переработок. Видеть открытые сцены отношений между однополыми персонажами на передовой игровой платформе — настоящее свидетельство открытости нашего общества и роста спроса развлечений для взрослых». Как и стоило ожидать, не обошлось в этом объяснении без модного словосочетания «открытость нашего общества» и без упоминания ключевой причины всей задумки – роста спроса на подобные развлечения.
Все эти игровые примеры говорят о том, что однополые отношения стали модным продуктом, который активно продается за счет своего козыря – толерантности и признания равенства. И заверения разработчиков о том, что они руководствуются сугубо моральными принципами, воспринимаются как лукавство. Взять, к примеру, крупные неигровые корпорации, которые благодаря освещению темы однополой любви подняли свои рейтинги популярности. В 1994 году IKEA впервые показала в США телерекламу с гей-парой, которая выбирала себе в магазине обеденный стол. Несмотря на то, что реклама крутилась только в ночное время, из-за негативной реакции консерваторов она была снята раньше срока. Впрочем, IKEA до сих пор уделяет немалое внимание косвенной пропаганде однополых отношений, и часто по этой причине оказывается в центре международных скандалов. К примеру, в 2011 году из-за рекламной кампании в Италии разгорелся нешуточный конфликт: IKEA разместила щиты, на которых было написано, что мебельная компания «открыта для всех семей». Против такой рекламы выступил местный министр по делам семьи. Непонятой стала IKEA за гей-рекламу и в России. А причина была в том, что в одном из выпусков своего онлайн-журнала «IKEA Family Live» шведская компания разместила материал о лесбийской паре из Британии. В России это воспринялось как пропаганда гомосексуализма среди несовершеннолетних, в то время, как в остальных странах мира такой материал получил поощрение. Неудивительно, что теперь «осужденный» онлайн-журнал на просторах самой большой страны мира не выходит.
Кстати, IKEA стала неким первопроходцем в освещении когда-то еще запретной темы сексуальных меньшинств. Вслед за шведской компанией многие крупные мировые бренды включили поддержку однополых отношений в свои маркетинговые программы. И толчком к этому стала активная легализация гей-браков в разных странах. К примеру, бренд спортивной одежды и обуви Nike в настоящее время работает над кампанией #Betrue, в рамках которой продвигается коллекция в радужных цветах. Coca-Cola выпустила рекламный ролик о подростковой дружбе, где один из мальчиков узнает, что его друг гей – таким образом видео призывает развеять страх по поводу того, что кто-то не такой, как ты. McDonald’s в 2010 году в рамках кампании «Come as You Are» («Приходи такой, какой ты есть») выпустил ролик, в котором клиентов призывают приходить к ним в рестораны, несмотря на свою ориентацию. Burger King запустил проект Proud Whopper именно в рамках гей-парада в Сан-Франциско, где 50 тысяч “радужных вопперов” разошлись за считанные часы.
Активную заинтересованность к ЛГБТ-тематике стали проявлять компании, которые являются настоящими «акулами» в мире брендов. И всё, опять же, объясняется демократическим отношением к сотрудникам, работающим в этих корпорациях. К примеру, Apple поддержал ЛГБТ-сообщество «Маршем Гордости» в Сан-Франциско, официально пригласив служащих принять участие в ежегодном параде сексуальных меньшинств. В шествии приняли участие около 5 тысяч сотрудников корпорации. Facebook приветствовал легализацию однополых браков в США акцией Let’s Celebrate Pride, в рамках которой пользователь получил возможность раскрасить аватарку в цвета радуги. Поддержал инициативу и Twitter — к хэштегу #LoveWins он автоматически добавляет радужное сердечко. Кроме того, в популярной соцсети появились смайлики с гей-символикой. Google поддержал ЛГБТ-спортсменов за их смелость и откровенность кампанией #ProudToPlay (Гордись игрой) на YouTube. Акция была приурочена к Чемпионату мира по футболу и направлена на создание равных прав для всех атлетов. И это далеко не все примеры того, как тема сексуальных меньшинств отражается в различных крупных мировых компаниях.
Но российские граждане точно не смогут купить себе кроссовки из «радужной» коллекции Nike, не увидят по телевизору пропагандирующую однополые отношения рекламу и не смогут съесть «радужный воппер». Причина проста: в России действует закон, запрещающий подобную пропаганду в любых ее проявлениях. И компьютерные игры тоже попадают под запретную категорию. Например, в 2013 году депутат от партии «Справедливая Россия» Елена Мизулина, выступившая автором законов «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», сказала о том, что игры являются тем еще злом, развращающим подростков и детей. Внимание парламентариев привлекли активисты, которые борются за моральное здоровье детей. По словам правозащитников, зарубежное гей-лобби все чаще выпускает компьютерные игры, в которых пропагандируется однополый секс. Примеров таких проектов они приводили множество: серии Dragon Age, Mass Effect, The Sims и Fable, а также отдельные игры: Fallout 2, Fallout: New Vegas, The Elder Scrolls 5: Skyrim. По мнению активистов, угроза традиционным семейным ценностями очень велика, так как через игры гей-пропаганду в России ведут огромные американские корпорации. На этом фоне неприязни довольно иронично выглядит то, что российская социальная сеть ВКонтакте в 2012 году предоставила возможность пользователям указывать в своем профиле однополые отношения. Администрация социальной сети прокомментировала тогда нововведение следующим образом:
«Правозащитная организация «Радужная ассоциация», в которую входят люди нетрадиционной сексуальной ориентации, потребовала от администрации «ВКонтакте» дать возможность указывать однополые отношения в пункте «семейное положение». Более того, сексуальные меньшинства хотели получить специальные значки в профиль, которые бы указывали на нетрадиционную ориентацию. Первую просьбу «ВКонтакте» удовлетворили: с сегодняшнего дня у парней появилась возможность выбрать себе в партнеры друга, а у девушек, соответственно, подругу». Стоит заметить, что в статусах «Помолвлен» и «Женат»/»Замужем» выбор ограничен только противоположным полом.
Кстати, многие маркетологи очень сетуют по поводу того, что в России глобальный «однополый» маркетинговый тренд не используется: законодательные ограничения и табуированность темы в обществе выбросили российский рекламный рынок из мирового контекста. На эту тему довольно категорично высказался авторитетный интернет-маркетолог Андрей Баранов:
«Российское общество, не понимающее и не принимающее геев, сознательно игнорирует интересы и потребности этой части аудитории. В результате с точки зрения маркетинга и продаж такая позиция банально невыгодна. Сегодня гей-сообщество представляет собой большой пласт аудитории, которая также любит делать покупки, имеет определенные потребности и желания. Однако до сих пор данный рыночный сегмент развит крайне слабо, характеризуется низкой конкуренцией и отсутствием разнообразия ассортимента. Притом, что спрос достаточный для того, чтобы реализовать коммерчески успешные проекты. Осваивать новые рынки бизнесменам мешает общественное осуждение. В России до сих пор нет специализированных магазинов для геев, хотя это мог бы быть весьма коммерчески успешный проект. В виртуальной реальности подобные товары существуют, но что касается оффлайновой торговли – то общество по-прежнему игнорирует потребности данного сегмента аудитории.»
Также Андрей Баранов отметил, что пережитки советских времен еще долго будут накладывать отпечаток на российский менталитет и мировосприятие. Маркетолог полагает, что в наше время, по меньшей мере, странно отрицать сам факт существования геев. С изменением отношения к институту семьи, а также в условиях корректировки социальных ролей женщины и мужчины, современные молодые люди стали более свободны в своем выборе. Свободные отношения между полами, однополые отношения – все это маркеры нашего времени, и от этого никуда не деться. «По моему прогнозу, рано или поздно влияние европейской и американской культуры проникнет и в нашу страну, до сих пор нежелающую толерантно относиться к геям. Растет новое поколение, которое хоть и воспитано родителями в старых традициях, но уже не может не воспринимать очевидность», — сказал, как отрезал, Андрей Баранов. Стоит ли удивляться тому, что многие российские «комментаторы» не увидели в зове Андрея стремления заработать на популярной теме, а просто причислили его «к этим».
И в заключение хочется уже конкретно ответить на главный вопрос статьи: чем же на самом деле является отражение однополых отношений в рекламе, в социальных сетях и игровой индустрии в частности? Толерантностью, либо маркетинговым ходом? Ответ один: модой на толерантность, которая помогает здорово заработать. Не будет этой темы – все будут выступать за обязательные браки между собачками или за «шведские» семьи, которые жили себе мирно раньше, но решили резко заявить о себе. И везде можно будет сделать упор на толерантность и равноправие.