Толерантность и ненависть беларусов
Знали ли вы Михаила Пищевского? Того самого молодого человека, который умер только за то, что он гей. Я не знала Михаила. Но его смерть приняла, как нечто близкое. Сочувствуя родным и близким убитого, беспокоюсь о том, чтобы его смерть не оказалась напрасной.
Преступление и наказание
Михаил был обычным парнем, работал на стройке, ходил на гей-вечеринки. Одна из вечеринок закончилась трагически. Выходя из клуба, Михаил услышал «Вот пи***сы идут!» и успел только ответить «Кто здесь пи***ас?». На этом разговор закончился.
Бывший преподаватель физкультуры Дмитрий Лукашевич сильно ударил Михаила в лицо, тот упал. Гематомы, перелом черепа. Врачи были вынуждены вырезать 20% мозга молодого человека. С 15 мая 2014 года Михаил находился в больнице, 27 октября 2015 стало известно о его смерти.
Дмитрий Лукашевич был осужден на два года и восемь месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии за хулиганство и причинение тяжкого телесного повреждения по неосторожности. Адвокат поднимал вопрос о мотивах ненависти из нетерпимости к сексуальной ориентации другого человека – впервые в беларусской судебной практике. Но суд этого мотива не признал. Через 11 месяцев преступник попал под амнистию.
Михаила больше нет, его убийца уже на свободе. После смерти на убитого льются потоки ненависти, а «хулиган» (а фактически – убийца) чист перед законом и обществом.
«Почему все так всполошились из-за смерти какого-то гея?», «Антыпатыя беларусау да мужаложства – адна зь нямногіх яшчэ здаровых якасьцей народа!», «Прохожий назвал педераста педерастом, педерасту это не понравилось, завязалась драка, педерасту не повезло. Педераст умер. Событие республиканского масштаба!»
У меня руки трясутся от подобных комментариев на сайтах и в соцсетях. И это при том, что публика этих СМИ сплошь и рядом считает себя демократами-реформаторами.
Звучат и комментарии о том, что не стоит вспоминать об ориентации Михаила: мол, человек и человек. Но нет. Надо писать. Михаила избили не за то, что он человек, а за то, что он гей.
Гей. Хватит стыдиться этого слова! Да, на его месте мог оказаться любой человек, независимо от ориентации. Но он гей – и в итоге умер именно за это.
Что касается Дмитрия Лукашевича… Интернет кричит о том, что ему дали малый срок, что нужно пересмотреть дело (что невозможно по юридическим нормам). Но мало кто говорит о том, что его преступление гораздо более опасно для общества, чем обычное нападение, что его жертва – не просто случайный человек.
Реакция людей стала отражением ситуации с дискриминацией меньшинств, преступлениями на почве ненависти и отсутствием понимания этих проблем в обществе: «Я асабіста выступіў бы за яго правы але толькі як за правы чалавека, а не гея. Правы геяў мяне не тое што не цікавяць – ну не прызнаю я іх правоў!»
Страх и ненависть
Понятие преступления на почве ненависти широко используется в Европе. Таким считается преступление, мотивированное предубеждением по отношению к определенной группе (по таким признакам, как раса, религия, этническая принадлежность, язык или сексуальная ориентация).
В Беларуси о преступлениях на почве ненависти практически не говорят. И не потому, что их нет. В Беларуси существует негласное согласие на ущемление определенных групп общества. Вот и в деле об избиении Михаила Пищевского суд не рассмотрел дополнительной мотивации – по его мнению это была «обычная хулиганка».
А между тем преступления на почве ненависти – проблема, которая затрагивает не только непосредственную жертву или группу, к которой она принадлежала. От таких преступлений страдает все общество. Игнорируя ненависть к меньшинствам – мотив Лукашевича – судебная система Беларуси открывает дорогу к новым таким преступлениям.
Только жертвами в них могут стать не только представители ЛГБТ. Все мы принадлежим к какому-либо меньшинству. Утрируя: сегодня бьют геев, завтра – адвентистов, послезавтра – программистов или людей с голубыми глазами.
Кроме того, совсем не обязательно быть геем, чтобы за него приняли. Достаточно оказаться не в том месте, не в то время и просто спросить, как сделал Михаил, «Кто тут п…сы?». И продолжите ли вы винить геев – или все-таки задумаетесь, что «что-то не так» в нашем обществе?
Смерть Михаила Пищевского – это печальная новость. Нельзя позволить ей стать напрасной. Необходимо обратить внимание на проблему нетерпимости «толерантных» беларусов и выборочного правосудия. И нельзя замалчивать проблему неприменения статей закона о преступлениях на почве ненависти.
Сейчас как никогда важно работать с ЛГБТ-людьми, помогать им бороться со страхом, объяснять необходимость использования механизмов борьбы с дискриминацией и нетерпимостью.
Если у вас, ваших друзей или знакомых, возникли проблемы из-за сексуальной ориентации, обратитесь в службу поддержки, не держите страх в себе и не терпите несправедливость.
Или умрет кто-то еще.