Как не стать жертвой гомофобов? Делаем выводы: статистика агрессии к ЛГБТ в России
«Антигейские законы» увеличили количество преступлений против ЛГБТ, говорится в свежем докладе «Российской ЛГБТ-сети». В основном это многочисленные случаи физического насилия, встречаются и шантаж, травля, незаконные увольнения, а также попытки ограничить родительские права. Предлагаем повнимательней взглянуть на жесть, которую творит российское общество с ЛГБТ: предупрежден, значит, вооружен, считает Gaypress.
Ъ, фото Reuters
В исследовании подчеркивается, что полиция отказывается расследовать подобные преступления, авторы заявляют, что «гомофобия стала частью государственной идеологии». Авторы исследования в течение года собирали информацию из девяти регионов России: в их поле зрения находились Архангельская, Томская, Омская, Тюменская, Астраханская и Самарская области, а также Республика Коми и Пермский край. В ЛГБТ-сети подчеркивают, что сознательно не стали включать в свой обзор Москву и Санкт-Петербург, поскольку о ситуации в этих городах известно больше, чем о провинции.
«Но практика показала, что и в регионах, и в столицах люди сталкиваются со схожими проблемами»,— говорит председатель «Российской ЛГБТ-сети» Татьяна Винниченко.
За год авторы доклада зафиксировали в девяти регионах 52 случая физического насилия против ЛГБТ — чаще всего нападают на молодежь и студентов. В исследовании подчеркивается, что это «лишь вершина айсберга» и в реальности таких случаев гораздо больше, однако «пострадавшие очень закрыты».
На северных рубежах
Однако большинство случаев касается националистических групп, которые целенаправленно охотятся на ЛГБТ под предлогом «борьбы с педофилами». Также они нападают на членов их семей, «граждан, публично поддерживающих идеи толерантности», и просто случайных прохожих.
«В таких случаях характерны не только угрозы, оскорбления и истязания, но и последующая публикация в интернете аудио-, фото- и видеоматериалов и иной личной информации для длительного унижения и травли»,— говорится в докладе.
В качестве самого яркого примера «Российская ЛГБТ-сеть» приводит националистическую организацию «Рубеж Севера», действующую в Республике Коми. Ее члены притворялись в интернете геями, приглашали людей на свидание, а на встрече избивали, связывали и издевались.
«Большинство жертв не были активистами, не раскрывались даже перед родственниками и знакомыми,— подчеркивается в докладе.— Вопреки распространенному гомофобному тезису, закрытость не спасает от насилия и дискриминации».
В случае с «Рубежом Севера» известно минимум о 20 таких эпизодах, которые снимались на видео и распространялись в соцсетях. В декабре 2015 года Сыктывкарский городской суд признал лидера «Рубежа Севера» Алексея Колегова виновным по пяти статьям УК РФ, включая вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений в составе преступной группы. Прокурор просил для него семь лет и десять месяцев лишения свободы, но суд приговорил лидера банды к четырем годам, пять его сообщников получили еще меньшие сроки. Судья Валентина Шпилева пояснила, что сознательно назначила наказание ниже низшего предела по причине смягчающих обстоятельств: «участие в общественной жизни» преступников и «аморальные действия» их жертв.
В докладе утверждается, что «Рубеж Севера» продолжил свою деятельность — сейчас его возглавил Владислав Пластинин, который до этого занимал должность руководителя информационно-издательского отдела Сыктывкарской и Воркутинской епархии РПЦ.
Охотники с большой дороги
Как говорится в докладе «Российской ЛГБТ-сети», другая распространенная схема нападения проходит по схожему сценарию, однако преступниками движет не идеология, а жажда наживы:
гомосексуалов грабят на месте «свидания», а потом еще и шантажируют, угрожая раскрыть информацию о них.
В стране существует множество криминальных группировок, которые специализируются на подобных преступлениях из-за практически полной безнаказанности. Жертвы чаще всего не обращаются в полицию, поскольку там отказываются принимать заявления либо ничего с ними не делают.
«Полицейские не выясняют обстоятельства нападения, а задают провокационные вопросы, оскорбляют, унижают пострадавших,— говорит Татьяна Винниченко.— Возможно, ими двигает не только гомофобия, но и обычное нежелание выполнять свою работу, а в случае с ЛГБТ его проще реализовать, оказывая психологическое давление».
В докладе упоминается минимум 21 случай злоупотреблений со стороны правоохранительных органов. Так, в Тюмени полицейские и сотрудники прокуратуры регулярно врывались в офис местного ЛГБТ-центра, запугивали и оскорбляли посетителей, без каких-либо ордеров отбирали и досматривали личные вещи и ноутбуки. На жалобы в прокуратуру пришел ответ, что нарушений в таком поведении не обнаружено. В итоге центр был вынужден приостановить работу.
Кроме физических нападений «Российская ЛГБТ-сеть» отмечает распространенность дискриминации по месту работы или учебы. Людям в оскорбительной форме отказывают в приеме на работу, предлагая «помыть за собой ручку двери». Если в коллективе узнают подробности частной жизни коллеги, то устраивают травлю или бойкот, вынуждая уволиться. Часто работодатели сами увольняют такого сотрудника без объяснения причин, не выплачивая положенной компенсации. Зафиксированы случаи, когда студентов отчисляли после того, как становилось известно об их ориентации.
Проучить учителей
В особенно тяжелой ситуации оказываются учителя и вузовские преподаватели: гомофобы-активисты вычисляют их в социальных сетях, а потом заваливают потоком жалоб работодателей и родителей учеников.
Наиболее известен в этом качестве Тимур Исаев (настоящая фамилия Булатов), активист санктпетербургского отделения «Национально-освободительного движения», основанного депутатом «Единой России» Евгением Федоровым.
Тимур Исаев хвастается в соцсетях, что добился увольнения по дискриминационным основаниям более 20 педагогов.
В конце 2014 года он временно прекратил свою деятельность, поскольку был арестован: оказалось, что еще в 2005 году суд приговорил его к двум с половиной годам лишения свободы за хищение денежных средств, но тогда Тимуру Исаеву удалось скрыться. Его отправили досиживать срок, но уже через несколько месяцев амнистировали.
По данным «Фонтанки», сейчас Тимур Исаев работает специалистом по защите нравственности, детства и традиционных семейных ценностей при постоянной комиссии муниципального округа Гавань.
В «ЛГБТ-сети» утверждают, что он продолжает травлю учителей.
«При этом далеко не во всех случаях директора школ или родители настроены гомофобно, но их вынуждают уволиться из-за нежелания создавать проблемы школе,— говорит госпожа Винниченко.— Школьные администрации не защищают своих педагогов, подвергнутых травле. Люди даже не понимают, что нарушают закон, вынуждая сотрудника уволиться по дискриминационным основаниям».
У трансгендеров, изменивших пол, кроме бытовой дискриминации и физического насилия возникают дополнительные проблемы.
«В России до сих пор не утверждена процедура смены документов у трансгендерных людей, нам известны сотни историй отказов загсов. Всего приходится добиваться через долгие судебные процессы»,— говорит Татьяна Винниченко. Пока они идут, отметка о поле человека в документах не соответствует его внешнему виду. Это создает массу проблем при обслуживании в банках, оплате товаров карточкой, покупке билетов на поезд или самолет. Зафиксированы случаи, когда трансгендеров ссаживали с поездов, их унижали полицейские и работодатели.
Появилась и новая тенденция: государство стало вмешиваться в дела внутри ЛГБТ-семей. Так, в Астрахани женщину лишили права опеки над ребенком, поскольку она вступила в Германии в гражданское партнерство с другой женщиной. При этом суд сослался на закон, запрещающий усыновление российских детей гражданами стран, где разрешены однополые браки. Тот факт, что женщина является гражданкой РФ, суд во внимание не принял.
«В обществе усилилась агрессия к ЛГБТ после принятия так называемого антигейского закона (предложенный депутатом “Справедливой России” Еленой Мизулиной законопроект о запрете “пропаганды гомосексуализма” несовершеннолетним, принят в 2013 году.— “Ъ”). Закон сделал ЛГБТ-сообщество видимым, но превратил его в мишень для агрессии, провокаций и нападений»,— резюмируют авторы доклада. Они утверждают, что после его принятия начался рост нападений на ЛГБТ даже в тех регионах, где раньше подобные преступления были единичными.
«Собранные нами случаи показывают, что гомофобия — это системная проблема,— рассказала “Ъ” Татьяна Винниченко.— Инициативы, подобные закону о гей-пропаганде, показывают населению, что ЛГБТ — неполноценные граждане, что это люди второго или третьего сорта, что их можно безнаказанно избивать, уволить с работы. Государство не защищает целую группу своих граждан, гомофобия стала частью идеологии».
В аппарате президентского уполномоченного по правам человека Татьяна Москальковой вчера не смогли прокомментировать “Ъ” заявления о дискриминации ЛГБТ в России.