Топ-7 советов журналистам и сетевым авторам. Как писать о транссексуалах?
Советы о том, как следует вести разговор с людьми, сменившими пол. И хотя вежливые слова — лишь часть битвы за равенство и приятие транссексуалов, это очень хорошее начало.
Перевод Анастасии Шиловой, blog.ted.com
В 2014 году Джина Росеро совершила довольно смелый поступок: она пришла на конференцию TED. Модель-транссексуал выбрала Ванкувер для того, чтобы открыть всему миру правду — она была рождена мужчиной. «Я решила открыться для того, чтобы другие транссексуалы смогли жить, не испытывая чувство стыда и страха», — заявила Джина.
Поскольку связанные с половой идентификацией проблемы становятся все более публичными, очевидно, что СМИ сыграют решающую роль в отношении общественности к транссексуалам — но для понимания и приятия важно поведение каждого отдельного человека, и поэтому мы все должны научиться тщательно подбирать слова. Ниже приведены данные транссексуалами и их сторонниками советы о том, как следует вести разговор с людьми, сменившими пол. И хотя вежливые слова — лишь часть битвы за равенство и приятие транссексуалов, это очень хорошее начало.
1. Не путайте пол и половую принадлежность.
Это одно из основных правил в сообществе транссексуалов — и это одновременно и очевидно, и трудно постижимо. Пол – понятие, основанное на биологии, и получаемое при рождении, в то время как половая принадлежность – понятие социальное и культурное, основанное на самоидентификации человека. Пожалуй, именно из-за этого правила многие люди затрудняются принять «цисгендеров» (то есть людей, чьи пол и половая принадлежность не совпадают). Активист движения ЛГБТ и оратор TED Йо Тиллетт Райт утверждает, что мужчина и женщина – это два столпа, на которых построено наше общество. Половая принадлежность диктует нам абсолютно все, начиная видом взаимоотношений и заканчивая кабинкой туалета. Если вы опрокинете данные столпы, люди посчитают это угрозой, поскольку вы бросаете вызов системе, в которой они живут.
2. Потратьте немного времени, чтобы выяснить, каким местоимением предпочитает пользоваться транссексуал.
Заграничные эксперты и активисты считают, что это крайне важно. Но не будет ли это немного странно, если на вечеринке вы спросите у кого-нибудь о том, каким местоимением он предпочитает пользоваться? По словам Тика Милана, специалиста по средствам массовой информации из ГЛААД (Альянс Геев и Лесбиянок Против Деффомации), большинство людей одобряет этот вопрос. Он заявляет, что людям скорее покажется этот вопрос вежливым, нежели наоборот, особенно если эти люди не принадлежат к бинарной системе полов.
3. Никогда не используйте следующие слова: транссексуал, трансвестит, транс, трап, смена пола. Вместо них лучше использовать: транссексуальная женщина, трансгендерная женщина, транссексуальный мужчина, трансгендерный мужчина, нетождественный мужчина, нетождественная женщина, третий пол, переход.
«Транс» звучит примерно так же, как «гомик», — утверждает Тик Милан. Оратор TED Кэйт Стоун соглашается с ним: «Для меня нет ничего обиднее, чем когда люди кричат на всю улицу «транс». Это звучит ужасно». Эндокринолог Норман Спэк, ставший одним их первых врачей в США, использующих гормонозаместительную терапию для лечения трансгендерных подростков, также считает слово «трансвестит» неприемлемым и даже опасным для психики, поскольку оно часто используется для обозначения работников сексуальной сферы мужского пола, переодевающихся в женщин для удовлетворения определенных фетишей их клиентов.
Однако, в то время, как многие знаменитости-транссексуалы и их сторонники считают борьбу за вежливое обращение первостепенной задачей, специалист из Университета Южной Калифорнии Джек Халберстам имеет совершенно иное мнение по данному вопросу. «Я не являюсь сторонником запрета нецензурных выражений. Тщательный контроль за речью – один из наименее эффективных способов решения проблем, касающихся общественных предубеждений. Зачастую люди не понимают, что из себя представляют само предубеждение и причиняемый им вред. Поэтому я считаю, что нас должно беспокоить не слово «транс», а то, как мы растим детей, ведь мы должны воспитать их так, чтобы они могли спокойно воспринимать множество гендерных вариаций.»
4. Не концентрируйте внимание на анатомии человеческого тела.
Как Пирс Морган узнал на собственном примере, обсуждая чей-то изначальный пол или хирургические процедуры по его смене, вы упускаете самое главное. По словам Стоун, если вы спросите человека, с которым только что познакомились, не менял ли он пол – это будет звучать так же, как если бы вы спросили, не делали ли ему обрезание. Как утверждает Росеро, смена пола – это очень личное. Большинство людей интересуются этим, поскольку им кажется, что это очень необычно, но на самом деле, такие вопросы нельзя задавать ни в коем случае.
Более того, половая самоидентификация становится все менее важной даже с точки зрения юриспруденции. «Я рад, что мы больше не употребляем термины, из-за которых людям приходится проходить определенные хирургические процедуры, чтобы иметь право называться транссексуалом. Раньше для получения паспорта или водительских прав транссексуал должен был прооперировать либо первичные, либо вторичные половые признаки, и только после этого, имея на руках заверенный хирургом сертификат, он мог получить отметку о том, что он принадлежит к «третьему полу», — заявляет Норман Спэк. (С 2010 года Госдепартамент СШАперестал требовать юридически заверенное подтверждение смены пола для внесения изменения в графу «пол» в паспорте.)
5. Никогда не рассказывайте о чьей-либо сексуальной ориентации без его согласия.
Несмотря на всю очевидность, именно это доставило блогу Grantland большие неприятности. Насколько обсуждение сексуальной ориентации Эссей Энн Вандербилт повлияло на ее решение покончить жизнь самоубийством? Мы не можем дать точного ответа, но, как категорично утверждает Росеро, «никто не имеет права обсуждать чужую сексуальную ориентацию».
6. Не будьте так уверены в том, что вы с легкостью распознаете транссексуала
Принимая во внимание столь стремительно растущее число нападок на транссексуалов (согласно недавнему исследованию, около 90 % транссексуалов в Америке подвергаются притеснению, дискриминации и нарушению прав на рабочем месте), несложно поверить, что для некоторых транссексуалов даже простая прогулка представляет собой непосильную задачу. Не говоря уже о том, что средства массовой информации предпочитают изображать транссексуалов в роли преступников, наркоманов и проституток. «Я знаком с очень многими транссексуалами (большинство из них — трансгендерные женщины), которые не покидают свои дома в течение светлого времени суток. Опасаясь насмешек и насилия, они выходят на улицу лишь по ночам», — рассказывает Милан. К счастью, ситуация меняется к лучшему. Общественная огласка является неотъемлемой частью роста движения транссексуалов. По мнению Халберстама, именно огласка приведет к наилучшим результатам: «Сейчас транссексуалов можно встретить в любой профессии. Например, многие трансгендерные женщины работают в сфере компьютерных технологий. Есть транссексуалы и среди политиков, врачей, юристов, преподавателей. Я думаю, что все больше и больше людей знакомятся с транссексуалами, даже не догадываясь об этом».
7. Не раздувайте из мухи слона.
Если чья-то половая принадлежность не относится к делу, не акцентируйте внимание на этом. Совершенно точно не стоит расспрашивать о различных анатомических и юридических подробностях. Особенно это относится к журналистам. Милан допускает, что людям это действительно интересно, но все-таки не стоит заострять внимание на половом статусе. После того, как Кейт Стоун попала в ужасную аварию, одна из газет опубликовала ее снимки до смены пола. По словам Кейт, это выглядит так, как будто едва люди узнают о том, что кто-то сменил пол, они тут же пытаются разузнать побольше о прошлом этого человека. На самом деле, не стоит этого делать. «Я никогда не говорю об этом на работе – и не потому, что это секрет, а потому, что это не имеет отношения к делу», — рассказывает Кейт.
«Как нам следует говорить о…» — это серия статей, в которых мы рассматриваем деликатные вопросы и наиболее оптимальные способы их решения. Смотрите также: как следует говорить о проблемах, связанных с психическим здоровьем? В статье вы найдете точки зрения семи специалистов, включая Эндрю Соломона, Сару Кэддик и Викрама Пателя.