6 фактов о жизни русских геев 200 лет назад. Геи в истории России
«Противоестественные пороки распространены ужасно. Педерастия свирепствует не только на Кавказе и других азиатских местностях, но и в Петербурге, и везде, даже в деревнях. Она распространена в войсках и, особенно, в закрытых учебных заведениях», говорится в одной из газетных заметок 19 века.
Gaypress.eu, Екатерина Покаместова
О русских гомосексуалах, которые не вписали свое имя в историю, известно крайне мало. Где они предпочитали жить, в городе или деревне, чем занимались, зарабатывали на жизнь, а главное, как их воспринимало общество — все это было скрыто от всеобщего взора. Однако простые геи в истории России все же оставили свой след, в основном в форме судебных хроник. Мы собрали самые интересные факты из судебных протоколов 19 века, чтобы вы живо могли себе представить жизнь русских геев того времени.
-
В русских деревнях геи были всегда
В деревне очень сложно спрятаться от любопытных соседских глаз. Поэтому всех «неправильных мужиков» там зачастую знали поименно.
«Мужеложники» — так сельские жители называли геев. Это слово считалось страшным оскорблением и навсегда могло испортить репутацию мужчины.
В судебной практике 1869 года известен случай, когда крестьянин Томской губернии Матвей Усольцев выиграл дело против Михея Щукина, который якобы в шутку назвал его мужеложником. Суд наказал обидчика 15 ударами розгами и штрафом в 3 рубля.
В уголовных хрониках того времени много историй про секс помещиков со своими крестьянами. Иногда щедрые хозяева даже платили за интимную близость. Односельчане относились к этому с презрением и старались избегать любых контактов с «мужеложниками».
-
Предположительно, климат мог влиять на сексуальные предпочтения мужчин
Бытует мнение, что в теплом климате люди живут более беззаботно. Отчасти это подтверждают рассказы о «педерастии крымских татар». Крестьяне, побывавшие на заработках в Крыму, привезли оттуда ругательство «татарская жонка» и часто подкалывали друг друга этим выражением.
Процент осужденных «за мужеложство» среди представителей этой национальности был в 10 раз больше, чем за другие виды преступлений
Для сравнения, сибирские деревенские мужчины были более стойки к однополой любви. По статистике с 1836 по 1861 по обвинению в мужеложстве было заведено всего 4 дела. Либо суровый сибирский климат влиял на сексуальный темперамент мужчин, либо не все дела доходили до суда.
-
В городах геев было больше
В середине 19 века из 100 дел о «мужеложстве» 68,8% осужденных составляли горожане.
Одних в город манило желание раствориться в толпе и избавиться от осуждения односельчан, других — нужда и желание заработать. К тому же здесь каноны церкви не так сильно довлели над людьми. Деревенские жители, приехавшие на заработки, часто становились «мальчиками по вызову».
-
Мужская проституция была популярной
Русские бани становились местом разврата. Туда за любовными приключениями регулярно ездили богатые господа. Громким скандалом стало дело о мужской проституции в Петербурге среди артелей банщиков в начале 1860-ых годов.
«Преступному пороку» больше всего были подвержены маргиналы, бывшие выходцы из деревни. Русский простолюдин относится крайне снисходительно к порочным предложениям, «барским наклонностям», – писал современник тех событий, известный профессор В. Тарновский.
Уже тогда «мальчики для утех» были сверхприбыльным бизнесом.
-
Даже 200 лет назад геев наказывали за секс согласно закону
- В конце 17 века в России «содомитов» сжигали на костре. При Петре I геев, предавшихся любви по доброй воле, предписывалось «жестоко на теле наказать обоих». За насильственные действия, в лучшем случае, предусматривалась вечная ссылка на галеры, в худшем – смертная казнь.
- В 1842 году появился свод законов, согласно которому, «уличенных в педерастии лишали всех прав, состояния, наказывали плетью и ссылали на каторжные работы».
- С 1903 г. за «педерастию» с обоюдного согласия сажали в тюрьму. Максимальный срок лишения свободы не превышал 3 месяцев.
Очевидно, что со временем закон стал более лояльным.
-
Русская правосавная церковь была нетерпима к геям
Русская православная церковь тверда в своих убеждениях много веков подряд. Возможным считался брак между мужчиной и женщиной для продолжения рода. Все остальное в отношениях – грех, бесовщина, патология.
«Не ложись с мужчиной, как с женщиною — это мерзость», — сказано в библейских законах Моисея.
Поэтому в деревнях, где влияние церкви было более сильным, однополую любовь всячески скрывали, чтобы не пошатнуть свой авторитет, не прослыть психически нездоровым.
Современное общество стало более образованным и толерантным. Даже русской православной церкви теперь приходится искать новые пути для диалога с верующими. В одном из своих интервью Патриах Кирилл сетовал на европейских правозащитников:
«Можно проводить парады сексуальных меньшинств, это приветствуется, а миллионная демонстрация французских христиан в защиту семейных ценностей разгоняется полицией. Если вы называете нетрадиционные отношения грехом, как велит нам Библия, и вы священник или пастор, то можете не просто лишиться возможности служить, но и отправиться в тюрьму…»
Россия по-прежнему является одной из самых гомофобных стран в мире. На защиту нравов общества стала Госдума с небезызвестным законом.
Хотя в России борются с геями с помощью разных институтов власти уже более трех веков, гомосексуальные отношения никуда не исчезли. Может быть, стоит задуматься о перенаправлении всей этой энергии и ресурсов на решение действительно важных для страны вопросов?