И вот политика занялась геями. Однополые браки и милиция на гей-вечеринках
В стоячей воде что-то зашевелилось. Октябрь для ЛГБТ-сообщества Беларуси выдался нетипично жарким. ОМОН с оружием заявился на гей-вечеринки, власть через журналистов-марионеток сказала однополым бракам нет. Со стороны властей Беларуси градус гомофобии в единицу времени превысил средние значения и стал вызывать тревогу. А что все это значит и что дальше будет?
Gaypress.eu, Татьяна Бубликова
Публичную жизнь ЛГБТ в Беларуси активной не назовешь. ЛГБТ не занимаются политикой, инфантильно полагая, что, оставаясь в тени, могут избежать лишних проблем. Зато, по всей видимости, политика занялась ЛГБТ сама.
Власть через «Главный эфир» осудила однополые браки
На белорусском гос-телевидении (рупор нынешнего режима) по выходным показывают информационно-пропагандистскую передачу «Главный эфир». Сюжет, посвященный Дню матери, студийные ведущие сопроводили гомофобной подводкой о недопустимости однополых браков.
Ведущий Максим Угляница в частности сказал:
«2017-й объявлен в СНГ годом семьи. Это не только основа любого общества и государства. Семья — самое ценное, что есть у каждого человека. Так в этом году в странах содружества больше уделяется пропаганде традиционных семейных ценностей.
Именно таким, традиционным ценностям, привержена Беларусь. Наша страна не раз осуждала, скажем так, социальные новации в семейной сфере, к которым все чаще обращаются другие государства. Причем не только Европы, но и Латинской Америки и даже Африки.
Помнишь, Полина, риторический вопрос, с которым президент Беларуси Александр Лукашенко обратился к таким вот новаторам два года назад с трибуны ООН: детей-то кто рожать будет?»
На наш взгляд, это чистая пропаганда — сообщение с целью убедить — а не информация. Выбранный информационный повод для обращения к теме однополых браков ничтожен (год семьи), а связь с сюжетом о Дне матери — нелогична.
Вкомментарии Gaypress эксперт по языку вражды Виоллетта Ермакова отметила, что дискриминация тут налицо:
Есть семьи «традиционные», их государство поддерживает, и есть «нетрадиционные», их осуждают. Любытно в этом спиче то, что он хоть и дискриминирует однополые семьи как второсортные и неполноценные, но по факту признает их семьями. И это очень хороший признак: после того как многие страны признали гомосексуальные семьи, представление о том, что считать семьей, по факту изменилось».
Эксперт обращает внимание на странность в аргументации носителя языка вражды: «Критерий деления обозначен: способность рожать детей. Видимо, важно, что без помощи технологий, так как семья из двух гомосексуальных женщин вполне может прибегнуть к ИО, а мужчин — к суррогатному материнству».
Насколько это серьезно?
В этом на первый взгляд несущественном для главного эфира страны высказывании со второго взгляда можно рассмотреть маленькую спичку, от которой случается большая беда.
Порог серьезности языка вражды независимая правозащитная организация «Артикль 19» предлагает оценивать по 6 ступеням. Рассматриваемый нами спич забрался на 5-ю.
- Дискриминирующее высказывание прозвучало в контексте существующего конфликта в обществе.
- Говорящий (госТВ) имеет весьма высокий статус и влияние на аудиторию.
- Хотя и намерения осуществлять пропаганду ненависти в спиче не прослеживается, однако его авторы несомненно осознают последствия своих действий.
- Высказывание в пренебрежительном тоне, баланса в аргументации нет.
- Дискриминирующее высказывание сделано публично, на огромную аудиторию.
Заседание продолжается. Милиция на гей-вечеринках
Спустя неделю после выпада госТВ против однополых семей, ОМОН с оружием посетил две ЛГБТ-вечеринки в Минске. У присутствовавших переписали личные данные, некоторых отвезли в участок.
Столичная милиция рассказала журналистам, чем был вызван их визит на эти мероприятия. Якобы такие проверки в клубах происходят регулярно с целью пресечения возможных правонарушений.
Почему в Беларуси заблокировали сетевую мекку ЛГБТ — Bluesystem?
В этот раз вооруженная милиция нашла нелегальный алкоголь и одного несовершеннолетнего.
«Сотрудники столичной милиции (подразделения по наркоконтролю, по борьбе с экономическими преступлениями, а также инспекции по делам несовершеннолетних) в ходе своей служебной деятельности регулярно проводят отработку мест массового отдыха молодежи с целью выявления преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, алкогольной продукции. Также такие мероприятия направлены на выявление в ночных заведениях несовершеннолетних лиц, — говорит пресс-служба ГУВД. — В ночь с 20 по 21 октября был проведен подобный рейд в двух ночных клубах Минска. В результате сотрудниками подразделений по борьбе с экономическими преступлениями из незаконного оборота изъято 111 бутылок алкоголя (более 60 литров), не имеющих документов, подтверждающих легальность приобретения. В отношении 17–летнего посетителя одного из ночных заведений составлен административный протокол по части 1 статьи 17.3 («Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения») КоАП Республики Беларусь», — говорится в официальном комментарии.
Позднее появилась еще одна версия, обосновывающая визит незваных гостей на гей-вечеринки. По сети стал гулять снимок письма от родителей студентов, живущих в общежитии рядом с одним из клубов. Якобы родители жалуются властям на то, что их «дети регулярно подвергаются опасности быть вовлеченными в эти оргии».
В духе лучших традиций гомофобов, авторы письма просят закрыть заведение. По их мнению, в центре города ему не место. Попадание гетеросексуала в клуб называют «трагедией». «Родители» боятся геев и того, что их дети создадут «вот такие однополые семьи».
Эпистолярный жанр пропаганды
Если предположить, что это письмо «родителей» реальное (а не фикция, как письмо фрау А., на основании которого КГБ завело политически мотивированное дело «Белого легиона»), что оно стало поводом для милиции врываться на закрытые вечеринки, то можно сделать вывод, что общество очень чувствительно и враждебно к проявлениям жизни ЛГБТ в публичном пространстве. Попросту говоря — высокий уровень гомофобии.
Если это письмо фикция, то важным становится уже не кто и как, а зачем. На мысль, что «жалоба родителей» поддельная, наводит и то, что имитация писем от имени общественности или представителей простого народа — стандартная в нашей местности политтехнология, и то, что белорусская власть не раз была поймана на такой махинации.
Какой вопрос больнее: зарплаты или геи?
В Беларуси нет ни одной политической силы, инициирующей легализацию однополых браков. Дети наши отлично защищены от «гей-пропаганды»… Правда, в сентябре прошла Национальная консультация по антидискриминационному законодательству. Но на этом поле до реальных дел пока что далеко. Зачем тогда власть нагнетает там, где нет прямого повода? Подозреваем, что для обоих описанных нами случаев ответ один.
Эти инициативы сверху выгодны лишь власти. Так что же она получает? Судя по усилиям внушить обществу, что гомофобия — это позиция правильная и превалирующая, перед нами попытки снять с действующих институций подозрения в раздувании конфликта между социумом и его частью — ЛГБТ.
Вероятно, сценарий акуализации и развития в обществе ненависти к геям уже готов и ждет своего воплощения. По российскому образцу.
А зачем? Чтобы затмить важные проблемы, как то: нереализованные обещания Лукашенко о средней зарплате размером в $500, подорожание товаров и услуг.