gay club party

Крымский гей-курорт Симеиз. Жизнь после оккупации

время чтения: 6 мин

Симеиз был не просто курортом, а воплощением европейской толерантности, где вопрос «кто с кем спит» касался только тех, кто собственно спал.

Ostro.org

Симеиз не одно десятилетие считался крупнейшим гей-курортом СНГ. Представители ЛГБТ из России, Украины, Беларуси, ближнего и дальнего зарубежья каждое лето приезжали в небольшой крымский поселок, чтобы днем сходить на нудистский пляж, а вечер и ночь провести в знаменитом кафе «Ежи». Местные жители уже давно привыкли к таким необычным туристам, и гомофобию там победил простой экономический расчет – популярность курорта обеспечивала ему деньги.

Но, с начала российской оккупации жизнь в Симеизе изменилась. Снижение туристического потока, транспортная блокада, санкции, международная изоляция и российское гомофобное законодательство привели к тому, что некогда мега-популярный курорт превратился в заурядный поселок Крыма.

«Был раньше мега-курорт. А теперь обычный поселок. Конечно, люди туда еще едут по старой памяти, но их немного. Понятное дело, что это только россияне и немного украинцев. Только раньше в разгар сезона там было не пройти и на пляже не найти место, а сейчас — все пусто. Отдыхающим, конечно, это нравится, им больше простора и свободного места, но вот местные жители в унынии, ведь геи и лесбиянки приносили каждый сезон им столько денег, что хватало на весь год», — рассказал «ОстроВу» крымчанин Антон, который переехал с полуострова в Киев несколько месяцев назад.

В августе 2014 года журналист «ОстроВа» объездил Крым в поисках туристов, заехав и в знаменитый поселок Симеиз. Фотографии, сделанные три года назад, не утратили своей актуальности, и полупустые пляжи и заброшенные рестораны можно было наблюдать и в прошедший туристический сезон.

Симеиз, 2014 год

Корреспондент «ОстроВа» пообщался с местными жителями Симеиза и представителями ЛГБТ в Крыму, которые рассказали, как изменилась их жизнь после почти 4 лет оккупации.

Усиление гомофобии в Крыму

Как только крымский полуостров был аннексирован, он автоматически вошел в российское правовое поле. Соответственно, гомофобные нормы, которые ранее были закреплены в законодательстве РФ, автоматически распространились на Крым.

В частности, в российском Кодексе об административных правонарушениях, есть норма, запрещающая «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних».

Пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений считается «распространение информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях». Как видим, под эти определения можно подвести любые упоминания или проявления нетрадиционной сексуальности.

За «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений» в России, а соответственно и в Крыму, наказывают административным штрафом в размере от 4 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц он составляет от 40 до 50 тысяч рублей; для юридических лиц — от 800 тысяч до одного миллиона рублей, либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

«На самом деле по факту ничего не изменилось. При Украине здесь тоже не был расцвет демократии в отношении ЛГБТ. Все встречались и знакомились тайно, никто за ручку не ходил и на лавочках не целовался. Но все-таки летом чувствовался какой-то расцвет ЛГБТ-жизни: открывались тематические бары, проводились вечеринки, можно было сходить на нудистский пляж, пообщаться с приезжими… Сейчас такого практически нет. Остались только пляжи, которые по факту нельзя ни закрыть, ни перенести куда-нибудь, и «Ежи» в Симеизе — но там просто хозяева в хороших отношениях с местной властью, которой они хорошо «башляют», — рассказал «ОстроВу» бывший официант гей-кафе «Ежи» в Симеизе.

Он также напомнил, что спустя год после оккупации в Севастополе закрылся популярный бар «Qbar», который пользовался спросом как среди ЛГБТ, так и среди гетеросексуалов. К слову, владельцы этого бара (пара геев, которые не скрывают своих отношений) заявили, что они были вынуждены закрыть заведение из-за давления со стороны новых «властей», которым не понравилась слава места как «гей-бара». В настоящее время пара переехала в Киев.

О том, что после аннексии в Крыму участились случаи насилия и гомофобии в отношении ЛГБТ, говорится в отчете «Нарушение прав ЛГБТ в Крыму и на Донбассе», который был опубликован в 2016 году правозащитной организацией АДЦ «Мемориал» при поддержке Центра гражданских свобод.

«После лета 2014 года, когда националисты из России покинули Крым, уровень гомофобии не снизился. Информанты из Крыма сообщили, что «до референдума люди не обращали внимания, и поцелуй девушки с девушкой – это было нормально. А сейчас что-то такое замечают, начинают возмущаться, звучат гомофобные высказывания». Отмеченная опрошенными «навязанная тенденция – гомофобия» привела не только к участившимся речам ненависти, но и новым нападениям. Крымские ЛГБТИ утверждают, что их «довольно часто бьют на улицах». Оставшиеся в Крыму представители сообщества сообщают, что, как правило, нетерпимость выше по отношению к мужчинам-геям: «Сразу начинается агрессия, если видят двух парней вместе, зачастую на девушек так не реагируют, а их [мужчин] бить бросаются», —отмечается в отчете.

Масло в огонь подливают и «местные власти», периодически делая гомофобные заявления. Больше всех отличился самопровозглашенный «глава» Крыма Сергей Аксенов. Например, на заседании «крымского правительства», где обсуждалась демографическая ситуация в регионе, он заявил: «Никогда власть их (геев, — ред.) поддерживать не будет».

«В Крыму такие люди (геи) не приветствуются, не нужны, и мероприятия они никогда публично проводить не будут. Я это гарантирую», — добавил он.

А так называемый вице-премьер Крыма Дмитрий Полонский порекомендовал ЛГБТ «отправляться в свободную Гейропу», спокойно ходить по улицам столиц европейских государств, где «полная толерастия».
«Не за то наши деды воевали. Мы должны воспитывать абсолютно здоровое общество, воспитывать молодежь в режиме категорического неприятия подобных извращений», — заявил крымский чиновник.

Но «депутат» Симферопольского горсовета Валерий Ильичев пошел еще дальше, и написал гомофобное и оскорбительное стихотворение, которые публично зачитал на круглом столе «Угроза традиционной семье — проект «Дети 404»:

Геев нам на дух не надо, 
Всем трактатам их – «Табу»! 
Гомосеки – это гадость, 
Не нужны они в Крыму! 
Толерантность надоела, 
Так мы род переведем! 
Мужеложство, как холера, 
Заползает в Крымский дом! 
Обратить к семье внимание, 
И традиции хранить! 
Патриотов воспитанье, 
Это наш Надежный Щит! 
Гомосятину с экранов, 
Сайты гнусные закрыть! 
Почивать на лаврах рано, 
Молодежь наш Долг хранить! 
Никакого послабленья, 
Бить как белку, точно в глаз! 
И работа с молодежью, 
Нам с лихвой труды воздаст! 
Однополые придурки, 
Не поганьте Белый свет! 
Вас заждались уже в «дурке», 
Шлем мужской физкультпривет!»

Этот примитив написан в 21 веке! Человек, который предал свою страну, учит других моральным ценностям! В отчете правозащитных организаций отмечается, что гомофобия активно поддерживается представителями «власти», внушает гомофобам чувство безнаказанности и провоцирует их на новые акты насилия по отношению к ЛГБТ.

Гей-курорт вне закона

Несмотря на гомофобные заявления крымских «властей», жизнь крупнейшего в СНГ гей-курорта не остановилась, хоть и претерпела значительные изменения.

«Раньше у нас было неоднозначное отношение к геям, которые массово приезжали к нам. Одни им радовались, так как они оставляли много денег, другие брезговали и проклинали их. Приезжало много иностранцев, которые расплачивались долларами и евро, что не могло нас не радовать. К нам приезжали даже российские и украинские знаменитости нетрадиционной сексуальной ориентации. Например, у нас частенько гостили Борис Моисеев и Алексей Панин. Последнего даже видели летом 2016 года на нудистском пляже. Сейчас поток резко снизился. Едут только россияне и очень неохотно. ЛГБТ стало гораздо меньше. Люди боятся, ведь в России это дело не приветствуется. А местные уже открыто скучают по тем временам, когда геи массово приезжали в Симеиз», — говорит Николай — житель Симеиза.

В подтверждение сказанного он прислал несколько фотографий, которые были сделаны в начале августа 2017 года. По словам Николая, еще несколько лет назад на этих снимках «не было бы живого места» от количества приезжих.

Цены на жилье в Симеизе за последние три года выросли в несколько раз. Например, небольшой домик в поселке в 2012 году можно было снять за 500 гривен, сегодня же (в разгар сезона) местные жители просят минимум 3000 рублей (1500 грн), а комнату «у бабушки» можно снять за 1000 рублей (500 грн) и выше.

«Цены на посуточное жильё в Симеизе всегда были выше среднего: дешевле, чем в Ялте и Форосе, но дороже, чем в Евпатории и Феодосии. Сегодня же среди туристов мелкие поселки не пользуются популярностью, поэтому спроса на них нет. С другой стороны, местные не могут сильно занижать ценники, так как коммунальные выросли, цены на продукты питания, технику, одежду и так далее выросли. Людям надо выживать, вот они и вынуждены ставить такие цены. Другой вопрос, что туристов сюда не затянешь. Они хотят ехать либо в крупные города, либо в пансионаты и дома отдыха, но тоже поближе к городу», — говорит крымский риелтор Екатерина.

Цены на продукты питания, сувениры и в ресторанах также выросли в несколько раз. Если раньше в кафе Симеиза можно было пообедать за 100-150 грн, то сейчас обед обойдется минимум в 1000 рублей (500 грн). Многие заведения закрылись: одни не захотели вести бизнес по российским законам и выехали в Украину, другие поняли, что из-за отсутствия туристов им нет смысла продолжать работать. Это касается и всех остальных мелких предпринимателей: количество точек с сувенирной продукцией, аттракционами и продуктами питания значительно уменьшилось.

Изменилась и гей-жизнь поселка. Конечно, и раньше по Симеизу геи и лесбиянки не гуляли, держась за руки (по крайней мере днем) и не выражали свои чувства на людях. Днем этот поселок ничем не отличался от любого другого курортного места Крыма. ЛГБТ-жизнь бурлила только в двух местах: на нудистском пляже днем и в кафе «Ежи» ночью. Этим летом на знаменитом пляже днем можно было увидеть от силы 20-30 человек, да и то половина из них — местные жители.

«Симеиз очень сильно изменился за последние три года. Это уже не гей-курорт и не гей-Мекка, как его часто называли. Это обычный российский поселок лишь с одной особенностью — гей-баром «Ежи», — говорит крымчанин Николай.

Как видим, жизнь «гей-Мекки СНГ», каковым когда-то считался Симеиз, сильно изменилась. Как и жизнь всего Крыма. Но там, где есть деньги – скрепы молчат. Поэтому, несмотря на гомофобное российское законодательство, высокие цены и логистические сложности, известный гей-курорт продолжает оставаться на плаву…

Андрей Андреев,  АР Крым, специально для «ОстроВа»