Элиза и Марсела: лесбиянки, обманувшие церковь и венчавшиеся в 1901 году
Священник церкви Сан-Хорхе в Ла-Корунье, что на северо-западе Испании, ничего странного не заметил — это была обычная свадьба. Но жених на ней был не совсем обычным: Марио на самом деле был женщиной.
Правда, триумф этой лейсбийской пары над консервативными нравами Европы начала прошлого века был недолгим. Остаток жизни супруги провели, скрываясь от судебного преследования.
История Элизы и Марселы легла в основу фильма испанского кинорежиссера Изабель Койшет, чья картина «Книжный магазин» c Эмили Мортимер и Биллом Найи в главных ролях скоро выйдет на экраны Великобритании.
«В то время женщине нужна была невероятная смелось, чтобы вот так выдать себя за мужчину», — говорит Койшет в беседе с корреспондентом Би-би-си.
Хитроумный план
Элиза Санчес Лорига и Марсела Грасия Ибеас встретились на педагогических курсах в Ла-Корунье и полюбили друг друга.
Семья, обеспокоенная этими отношениями, отослала Марселу в Мадрид.
Но, как говорит историк Нарсисо де Габриэл, написавший книгу об этой паре, в итоге девушки оказались в сельских школах в Галисии, расположенных всего в нескольких милях друг от друга, что позволило Элизе навещать Марселу каждый вечер после уроков.
В это время у пары родился хитроумный план.
Во-первых, они сообщили всем, что расстались. А Марсела, которая, по словам Габриэла, была в тот момент беременна, объявила о своей свадьбе с кузеном Элизы.
Так в истории появляется Марио — молодой человек родом из Ла-Коруньи, который якобы вырос в Лондоне в семье атеистов.
С короткой стрижкой, в мужском костюме, под именем Марио Элиза явилась в церковь, чтобы принять крещение и в тот же день обвенчаться с Марселой.
Нарсисо де Габриэл подтвердил в 2011 году в интервью испанской газете El Mundo, что этот брак был зарегистрирован в Ла-Корунье и до сих пор считается действительным.
Изгнание
К несчастью для счастливой пары, их свадебный портрет оказался на первой странице местной газеты.
Их хитрость была раскрыта, заголовок статьи в газете гласил: «Свадьба без жениха».
Огласка сделала невозможным их дальнейшее пребывание в Галисии, и паре пришлось перебраться в Португалию, где Марсела родила дочь.
В 1902 году под угрозой экстрадиции в Испанию, где пару ожидал суд, девушки предприняли путешествие через Атлантику на корабле, который доставил их в Буэнос-Айрес.
Там Элиза попыталась выйти замуж за богатого пожилого датчанина, но он заподозрил ее в мошенничестве, и от этих планов пришлось отказаться.
Затем след пары, по словам Габриэла, теряется. Лишь в старой мексиканской газете 1909 года удалось найти заметку, в которой говорится о том, что Элиза покончила с собой в Веракрусе.
Невидимые
Несмотря на то, что однополые браки легализованы в Испании уже более десяти лет, члены ЛГБТ сообщества могут найти что-то знакомое для себя в истории страданий Элизы и Марселы.
Инмакулада Мухика Флорес — социолог и психолог, директор ЛГБТ-ассоциации Алдарте, базирующейся в Бильбао, считает, что фильм — редкая возможность привлечь внимание к проблемам лесбиянок.
«Если бы это была история двух геев-мужчин, я уверена — она получила бы большую огласку, — утверждает она. — У лесбиянок нет примеров для подражания в Испании среди знаменитостей, политиков и актеров».
«Даже во времена Франко, когда многие геи подвергались гонениям, мы были словно невидимые. Только с началом наших протестов в 80-е о лесбиянках заговорили в Испании», — говорит активистка ЛГБТ-движения.
Но этот закон не в силах сразу изменить отношение к этой проблеме в обществе.
«До сих пор многие вынуждены скрывать свою ориентацию, многие вступившие в однополый брак боятся потребовать на работе положенный в этом случае отпуск из боязни быть уволенным или стать объектом травли», — говорит Мухика Флорес.
Изабель Койшет соглашается с тем, что тема ее фильма не самая обычная, но утверждает, что ее намерения далеки от политики.
«Действительно, известно не так уж много историй любви между женщинами, но мой фильм не манифест! — говорит режиссер. — По-моему, это нормально — писать истории о женщинах, но продюсеры по-прежнему спрашивают: а зачем?»
«У них не возникает вопросов к режиссеру фильма «Дюнкерк», например. Но меня спрашивали: «Почему вы решили снять фильм о женщинах, вступивших в брак в Галисии в 1901 году?» — рассказывает Изабель Койшет.
«Да ладно, ребята, они тоже герои!» — отвечает на этот вопрос режиссер.