Парадокс рынка труда: почему лесбиянки зарабатывают больше гетеросексуальных женщин?

время чтения: 2 мин

Неожиданные результаты исследований, касающихся доходов представителей гетеро и гомосексуальной ориентации

Все знают, насколько коварны и несправедливы условия на рынках труда даже в развитых странах. Практически везде есть меньшинства (по полу, цвету кожи или других характеристикам), которые зарабатывают значительно меньше, чем привилегированная группа – по умолчанию это белые образованные мужчины. Согласно исследованиям журнала The Economist, на каждый доллар, заработанный белым неиспаноязычным человеком в Америке, англоязычная женщина в среднем зарабатывает 78 центов, а испаноязычная – всего 56 центов.

Не составляют исключения и гей: даже имея в наличии хорошее образование и опыт, они зарабатывают меньше гетеросексуальных работников – на 5% в Британии и Франции и на 12-16% в Канаде и Америке. Однако во время исследований на этот счет был обнаружен интересный факт: одна из групп ЛГБТ-сообщества почему-то имеет доход, больший чем у остальных. Этой группой оказались лесбиянки. Но почему?

Проводить исследования в данной области достаточно сложно: во-первых, не всегда удается получить данные по реальному уровню дохода, а во-вторых, еще сложнее убедить людей раскрыть их сексуальную ориентацию. Однако те исследования, которые проводились в развитых странах (США, Германия, Канада, Нидерланды и Великобритания) показали один и тот же результат: в то время, как гей мужчины страдают от дискриминации с области заработной платы, женщины лесбиянки в среднем зарабатывают больше, чем их гетеросексуальные коллеги. Исследователь Марика Клоутер из Вашингтонского университета обнаружила, что средний размер зарплаты среди лесбиянок на 9 % больше, чем у гетеросексуальных женщин, и это разительно отличается от дохода геев – на 11% меньше, чем у гетеросексуальных мужчин.

Назвать точные причины данного феномена сложно, но существует несколько гипотез. Первая из них заключается в том, что в отношении лесбиянок существует позитивная дискриминация, когда работодатель знает об ориентации сотрудницы и ожидает, что она будет работать более усердно. Такое ожидание имеет под собой следующую основу: работница лесбиянка находится в потенциальном страхе потерять хорошее рабочее место и поэтому будет стараться выполнять задания в полном объеме и даже больше. А начальник при этом будет поощрять ее более высоким заработком.

Вторая теория такова, что гомосексуальные работницы гораздо меньше подвержены риску завести служебный роман, да и вообще более нейтрально ведут себя с остальными коллегами. Лесбиянки, с одной стороны, не конфликтуют с коллегами, и в то же время не вступают с ними в близость, тем самым отдавая значительную часть времени своим непосредственным обязанностям.

Еще одна идея состоит в том, что гомосексуалки осознанно либо подсознательно выполняют роль главы семейства, независимо от того, находятся они в отношениях или нет. Поэтому они стараются много работать, чтобы увеличить доход домохозяйства в отсутствие мужчины. Плюс ко всему, лесбиянкам чуть проще строить карьеру, поскольку они свободны от негативных факторов патриархальной семьи, когда женщине приходится жертвовать работой, чтобы заниматься уходом за детьми и домашними делами.

 

Все эти теории более-менее убедительно объясняют то факт, что лесбиянки зачастую могут добиться больших успехов на трудовом поприще, чем гетеросексуальные девушки. Однако это совсем не означает, что лесбиянки – какая-то привилегированная группа. Напротив, качественные исследования показывают, что они значительно чаще сталкиваются с дискриминацией при поиске работы. И хотя они могут прилично зарабатывать, их доход все равно меньший, чем у мужчин аналогичной квалификации. Уровень бедности в лесбийских парах составляет в США 7,9% по сравнению с 6,6% в гетеро семьях. И решение этой проблемы еще предстоит найти.

 

Павел Бондарович