1 ноября 16 стран ОБСЕ запустили Московский механизм: 7 самых важных вопросов и ответов о том, что это значит
1 ноября 2018 года 16 стран ОБСЕ запустили Московский механизм с целью проведения международного расследования по фактам государственных преследований (в том числе, преследований ЛГБТИК) в Чеченской Республике.
В этом материале мы рассказываем о том, что это значит, почему это важно и в чем весь смысл этой процедуры.
1: Что случилось?
1: 16 государств-членов Организации Безопасности и Сотрудничества в Европе (ОБСЕ) объединились, чтобы выступить с заявлением о запуске «Московского механизма Человеческого измерения», с целью проведения международного расследования по фактам государственных преследований в Чеченской Республике.
С апреля 2017 года, российские правозащитные организации задокументировали многочисленные показания, свидетельствующие о произвольных задержаниях, бесчеловечном обращении и пытках в неофициальных тюрьмах, а также внесудебные казни, совершенные силовиками в связи с реальной или предполагаемой гомосексуальностью жертв. Правозащитники, которые следят за ситуацией с правами человека в регионе и оказывают помощь потерпевшим, сталкиваются с преследованием со стороны местных властей. Запуская Московский механизм, страны-участницы ОБСЕ выражают общую обеспокоенность относительно реакции России на сообщения о происходящих в Чечне преступлениях. Инициировав расследование, коалиция стран обозначила необходимость привлечения к ответственности преступников и в очередной раз призвала Российскую Федерацию к неукоснительному исполнению взятых на себя международных обязательств по соблюдению прав человека.
2: Что представляет собой Московский механизм и какие 16 стран его запустили?
2: США, Бельгия, Канада, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Ирландия, Латвия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Швеция и Великобритания. Коалиция образовалась как реакция на то, что Российские власти проигнорировали многочисленные сообщения правозащитников и журналистов о массовых преследованиях в Чечне. На требование потерпевших возбудить уголовное дело по фактам преследований за гомосексуальность в Чечне, Россия также ответила отказом.
Московский Механизм был выбран в качестве процедуры, в рамках которой эксперты смогут дать оценку тому, какие шаги были предприняты Россией для проведения тщательного расследования преступлений и каким образом жертвам была гарантирована защита.
Российские власти отказались самостоятельно ответить на эти вопросы в рамках Венского механизма – процедуры, начатой за месяц до инициирования Московского механизма (30 августа), что вновь убедило членов ОБСЕ в отсутствии политической воли или неспособности России адекватно реагировать на нарушения прав человека в Чечне, тем самым подпитывая атмосферу безнаказанности в Чеченской Республике.
3: Этот механизм используется впервые?
3: На сегодняшний день, Московский механизм запускался всего 7 раз: в отношении России (2018), Беларуси (2011), Туркменистана (2003), Сербии и Черногории (1993), Молдовы (1993), Эстонии (1992), Хорватии и Боснии и Герцеговины (1992). Однако, это первый случай, когда проверка инициирована именно в отношении России. Кроме того, впервые проблема нарушений прав ЛГБТ в России послужила причиной запуска международного расследования, которое призвано инспектировать более широкую область нарушений, включая проверку всех фактов внесудебных казней, незаконных арестов и пыток, систематически происходящих в Чечне.
4: В чем заключается процедура Московского механизма?
4: Московский механизм служит инструментом для стран-участниц ОБСЕ для организации следственных действий по фактам грубых нарушений прав человека, зарегистрированных на территории одного из государств, входящих в ОБСЕ. После того как альянс стран провозгласил запуск механизма, государства-участники приступают к формированию миссии по установлению фактов, которая непосредственно будет проводить расследование случаев нарушения прав человека. Миссия может состоять из трех участников – экспертов, которые впоследствии будут работать над отчетом о выявленных нарушениях. Миссия формулирует конкретные рекомендации и передает их Постоянному Совету ОБСЕ. Известно, что коалиция стран назначила австрийского юриста, профессора в области международного права, из пула экспертов, одобренного ОБСЕ.
На этом этапе Российская Федерация имеет возможность направить своего кандидата из того же списка экспертов для пополнения миссии. Если в течение 6 дней с момента запуска Московского механизма Россия не определится с кандидатом, первый отобранный эксперт – Вольфганг Бенедек, будет действовать в одиночку. В случае назначения Россией второго эксперта, оба отобранных участника войдут в миссию после того, как назначат третьего эксперта и тем самым сформируют окончательный состав миссии.
5: Почему новость о запуске Московского механизма считается важным достижением?
5: Важность события объясняется тем, что впервые за время правления Рамзана Кадырова, информация о жестоких преследованиях в Чечне, включая грубейшие нарушения прав людей из-за их сексуальной ориентации и гендерной идентичности всколыхнула международную общественность настолько, чтобы задействовать ресурсы международной организации и начать самостоятельную проверку по сообщениям жертв. Сохраняя членство в различных международных организациях, Россия не может игнорировать запросы союзников и вынуждена отвечать за безнаказанность и произвол на ее территории.
На момент запуска Московского механизма Российская власть оставила без внимания множество призывов, рекомендаций, а также резолюции, выпущенные Организацией Объединенных Наций (ООН), ОБСЕ, Советом Европы, отдельным институтами Европейского Союза, главами государств и другими политиками и знаменитостями по всему миру.
Российские власти неоднократно на самом высоком уровне заявляли об отсутствии проблемы – по результатам проверки Следственного комитета, который занимался проверкой фактов по сообщениям о преследованиях, в Чечне не было выявлено ни сообщаемых случаев пыток и внесудебных казней, ни геев в республике. «В Чечне геев нет» — стало официальным ответом России на вызывающие беспокойство заявления правозащитников и самих потерпевших о грубейших нарушениях в Чечне.
Сам факт начавшегося международного расследования, говорит о том, что коалиция стран имеет достаточные основания для того, чтобы сомневаться в достоверности таких результатов и намерена провести альтернативную проверку всех фактов на предмет того, насколько эффективной можно считать проведенную Следственным комитетом работу. Это значит, что сегодня уже невозможно отрицать причастность силовиков к преследованиям, и те события, которые твердо отрицает Москва, действительно происходят в Чеченской Республике. Расследование, организованное под эгидой ОБСЕ, это способ противостоять беззаконию и отсутствию правосудия на территории ОБСЕ.
Оценка ситуации с правами человека и доступа к правосудию в России, данная миссией по установлению фактов, будет иметь статус юридической. Она позволит ответить на вопрос о том, сумели ли Российские власти обеспечить гарантию своим граждан от пыток, бесчеловечного обращения, незаконных арестов и внесудебных казней, а также что стало следствием – нежелание или невозможность привлечь виновных к ответственности.
6: Это первая международная проверка когда-либо проводимая в Чечне?
6: Нет, например в декабре прошлого года в Чечню с визитом прибыла делегация Комитета по предотвращению пыток (ЕКПП) для проведения проверки полицейских баз и тюрем, в которых по сообщениям потерпевших полицейские применяли пытки к незаконно удерживаемым жертвам. Результаты этого расследования так и не увидели свет, поскольку Россия, в отношении которой велась проверка, использовала свое право не публиковать отчет ЕКПП. После того, как Уполномоченная по правам человека в России, Татьяна Москалькова, пообщалась с членами комитета, российские СМИ принялись цитировать Москалькову, которая заявила, что члены делегации ЕКПП «не нашли подтверждений внесудебных расправ» в республике. Однако вслед за этим, на официальном сайте Комитета по предотвращению пыток появилась новость о завершившейся проверке, в которой заявления Москальковой названы «вводящими в заблуждение и не соответствующими действительности», и тем самым были опровергнуты.
7: Тем не менее, грядущая проверка, хоть и позволит обнародовать результаты, но не может быть приравнена к уголовному расследованию. В чем эффект от проверки ОБСЕ?
7: Прежде всего, Россия, как главное действующее лицо, все еще может идти на сотрудничество и способствовать проверке, назначив своего эксперта, а также допустив миссию по установлению фактов на свою территорию. Однако вне зависимости от того, станут ли российские власти препятствовать въезду миссии или нет, эксперты миссии получат доступ к достаточно большому количеству источников, указывающих на факты проводимых чисток в Чеченской Республике. Российская ЛГБТ-сеть способствовала получению убежищ более 130 пострадавшим от аналогичных преследований на Северном Кавказе. Показания и свидетельства потерпевших, проживающих за пределами России, могут быть использованы экспертами в подтверждение сведений о массовом преследовании ЛГБТ в Чечне.
Отчет миссии ОБСЕ, являясь, по сути, правовой оценкой положения российских граждан в Чечне, будет служит дополнительным источником информации при рассмотрении Европейским Судом по Правам Человека (ЕСПЧ) дела Максима Лапунова, задержанного за гомосексуальность на 12 дней чеченской полицией. Максим – первый, кто открыто назвал себя жертвой преследования ЛГБТ в Чечне и направил жалобу в Следственный Комитет Российской Федерации, требуя расследования факта пыток и незаконного удержания в местах лишения свободы из-за сексуальной ориентации. Однако Следственный Комитет уже пять раз отказал потерпевшему в возбуждении уголовного дела.
Принимая во внимание то, что Российские чиновники с неохотой касаются темы преследования ЛГБТ в Чечне, а также отказались предоставить государственную защиту Максиму Лапунову, другие потерпевшие даже не предпринимают попыток восстановить справедливость с помощью национальных судебных инстанций. Одновременно с тем, жестокая кампания преследования гомосексуальных, бисексуальных и трансгендерных женщин и мужчин в Чечне по-прежнему ведется. Заключение экспертов из миссии по установлению фактов ОБСЕ может сподвигнуть жертв на подачу жалоб против конкретных преступников, а масштабы преступлений в Чеченской Республике смогут подтвердить не только правозащитники, но и официальная статистика обращений потерпевших.