Знакомьтесь, Sado Opera. Квир-группа из России борется с гомофобией. Видео
«Конечно, многие русские артисты — геи. Но большинство предпочитает не упоминать об этом публично чтобы избежать проблем», — говорит Катя, солистка группы SADO OPERA в ответ на вопрос о квир-сцене в России.
Группа называет себя квир-перформанс бендом. Она проявилась в Петербурге и привлекла внимание своим необычным гримом в стиле фильма «V For Vendetta». Кроме грима, зрители SADO OPERA увидели эклектичное сценическое шоу.
Но, говоря откровенно, в стране преобладающей гомофобии и мизогинии новая группа столкнулась с цензурой клубных промоутеров. Ситуация изменилась, когда Катя и сооснователь группы Колонель переехали в Берлин. Там они продолжили играть свою шокирующую программу и рассказывать о проблемах, которые продолжает испытывать российское ЛГБТ-сообщество.
Во время путешествия в Британию артисты поучаствовали в «Expression Uncensored», экспертном событии, которое организовали Sonos, Index on Censorship и британского журнала Gay Times. Журналисты издания не упустили возможность поговорить с загадочными русскими артистами о новых вызовах и том, как можно помочь ЛГБТ-людям в России.
— Какие самые большие проблемы у квир-музыкантов в России?
Быть квир — уже проблема, разница есть во всех отраслях жизни, не только в музыке. Вы, наверное, слышали о российским федеральном законе для защиты детей от информации, пропагандирующей отказ от традиционных семейных ценностей. С
2013 года этот закон не пропускает любую позитивную информацию о “нетрадиционных сексуальных отношениях”.
В публичном пространстве не встретишь ЛГБТ-геров в позитивном контексте. Это значит, квир-артистов на радио, ТВ, улицах не представляют как представителей ЛГБТ сообщества. Ведь они могли бы показать, что быть квир нормально. Если говорить кратко: если ты развернешь радужный флаг, то можешь легко заработать проблемы с полицией.
— Какой была первая реакция на ваши выступления?
С помощью творчества мы нашли много единомышленников и наша “семья SADO” быстро стала расти, принимая новых фанатов и друзей. Хотя наши песни и казались неприятными для некоторых, таким образом показывая другую проблему нашего общества — самоцензуру.
Кроме того, у нас было несколько инцидентов с агрессивными людьми, которые хотели или пробовали нас побить во время или после выступлений.
— Как сегодня выглядит квир-сцена в России?
Может быть, вы представляете, что в России совсем нет гей-клубов. Но это не правда. Конечно, они есть, особенно в крупных городах типа Москвы и Петербурга. Есть немногие квир-музыканты, но нет реальной квир-сцены. Наша мечта и план — помочь реализоваться тем талантливым квир-артистам, которым случилось родиться гражданами России.
Конечно, многие российские звезды — геи, Но большинство предпочитает не упоминать об этом публично чтобы избежать проблем.
— Какие у вас творческие планы?
Этой осенью мы выпустили трек под названием In The Dark. Это эротическая одиссея, задуманная как трибьют одной из наших любимых тусовок в Берлине — Ficken3000. В этом году она отмечает свое 20-летие. Песня основана на реальной истории, которая произошла в дарк-руме тусовки.
— Как вы продвигаете свою Музыку в России?
Мы очень много общаемся с российскими фанатами через соцсети и приезжаем выступать. Не часто раз или два в году. Но это намного чаще чем наши друзья приезжают в Берлин или другие города наших гастролей.
Мы верим что наша важная миссия — создавать мосты между нашим русским сообществом и берлинским. Для этого мы проводим мероприятия и приглашаем российских квир-артистов выступить на наших вечеринках.
— Что делали российские власти, чтобы цензурировать вашу музыку?
Российская система сильно отличается от европейской. Есть много неофициальных сил и это страшная игра. Опасность представляют не только от самих властей, но и от так называемых “православных”, патриотических и других неформальных организаций. Они действуют совместно и поддерживают тренд, заданный властями.
Это токсичное и нервозное окружение приводит к самоцензуре: люди боятся полицейских и “борцов за мораль». У нас были ситуации, когда афиши цензурировали достаточно открытые промоутеры. Наши интервью цензурировали даже вполне либеральные медиа, но самое неприятное — полиция нападала прямо на улице всего лишь за наш макияж.
— Какое самое большое заблуждение о гомофобии в России?
Доминирующая “тюремная культура” в России заставляет людей воспринимать геев как людей второго сорта. Например, многие мужчины боятся пожать руку гею, потому что боятся потерять свой “статус” в сказочной иерархии воровских понятий. Эта извращенная система полностью поддерживается государством.
Крупнейшее заблуждение, что закон “о гей-пропаганде” — единственная проблема. Мизогиния тоже большая беда российского общества, также как и насилие в отношении девушек и женщин. Появился даже закон, декриминализующий домашнее насилие. В общем, есть о чем рассказать и с чем бороться.
— Вы думаете, музыка будет сильным инструментом для активиста?
В советские времена, например, можно было в тайне слушать многие запрещенные западные группы. Часто это было единственным связующим с большим миром для советских людей. Конечно, не только музыка привела к развалу СССР, но она точно была одной из причин. Искусство в целом — универсальное средство связи и в этом его суперсила.
— Как вы помогаете ЛГБТ-людям в России из Берлина?
Мы помогаем русским квир-артистам устраивать концерты в Берлинских клубах и на фестивалях. Также мы проводим благотворительные мероприятия, на которых собираем деньги для русской ЛГБТ сети. Это организация, которая продвигает равноправие и уважение к человеческому достоинству независимо от ориентации и гендерной идентичности. Нужно сказать, что это очень важная и смелая организация. Если люди задаются вопросом, как они могут помочь, то русская ЛГБТ-сеть принимает пожертвования онлайн.
— Как вы думаете, должно ли международное сообщество делать больше для защиты ЛГБТ-граждан стран, где права меньшинств нарушаются?
Единственная вещь, которую мы можем сделать в сегодняшних обстоятельствах — создать свой маленький мир с помощью социальных сетей. Так все единомышленники будут в контакте между собой. Экстремально важно дать понять людям из России и других стран с похожим политическим режимом, что они не часть изолированной страны, а члены международной квир-семьи.
— Как жители Британии могут присоединиться к глобальной борьбе за равенство?
В истории было много моментов, когда люди не могли изменить нечестные законы. Но смельчаки находили способ переломить ситуацию. В случае с Россией, британцы могут, как минимум, поддержать Русскую ЛГБТ-сеть. Так больше россиян смогут получить доступ к правовой помощи и защите.