Власть как меньшинство
Использование гей-тематики для критики власти в этих работах можно интерпретировать в нескольких направлениях. Это может быть приемом для экзотизации власти.
“Возмущение многодетных матерей, взбросы на президентских выборах, незаконные задержания на митингах?” — “Не, не слышали.” Власть живет отдельной от народа жизнью. Полагаясь на представление большинства о том, что геи — это нечто чужеродное, привнесенное “с Запада”, наша политсатира видит в геях праздных, изнеженных людей, живущих обособленной, беззаботной и веселой жизнью.
Ровно так и наши власть имущие, в лице главной политической пары Казахстана, проводят дни в расслабленной неге, смотря вдаль с носа огромного лайнера или в окно, из которого светит солнце и слышно пение птиц. Они там, за высокими заборами — изнеженные и оторванные от реальности — не хотят видеть, что происходит на улицах страны, что происходит на их корабле. Ведь корабль — “Титаник” — а значит, он на грани потопления. За окнами Токаев видит, как полицейские скручивают велосипедиста, но воспринимает это как часть мирного пейзажа — ведь чтобы сохранить мир, нужно сохранить порядок. Все это указывает на приближающийся Апокалипсис, который происходит под носом у власти, и который она усиленно отказывается замечать. Политсатира замечает это, эти последние вздохи дряхлеющего режима, упадок, который не видит сама власть.
Я как часть ЛГБТ-сообщества в Казахстане критически отношусь к тому, что делает наша власть, в том числе, в период после ухода Назарбаева с поста президента. Я тоже хочу смеятся над этой властью. Но я не могу не замечать того гомофобного подтекста, который присутствует в этих карикатурах.
Используя гей-мотивы таким образом, политсатира не только насмехается над властью, которая заслужила критику, но и над ЛГБТ-людьми в Казахстане. Парадоксально, но карикатуристы видят власть и геев как два схожих меньшинства, у которых много общего. Однако использование стереотипов об ЛГБТ для издевки над властью показывает, насколько сами художники подвержены тем порокам, которые они высмеивают во власти — отсутствие эмпатии, нетерпимость к другому мнению и, в принципе — к инаковости.
Kok.team