Совместное заявление правозащитных и ЛГБТ-организаций и инициатив относительно активностей, направленных на дискриминацию ЛГБТ в Беларуси
Стало известно, что в Беларуси собрали 52 тысячи подписей под коллективным обращением в Администрацию Президента с требованием «инициировать принятие закона о запрете пропаганды и публичной демонстрации гомосексуализма и других половых извращений несовершеннолетним и внесение ответственности за эти действия в Уголовный кодекс».
В СМИ также был опубликован ответ Министерства здравоохранения на коллективное обращение граждан, из которого следует, что «Министерство выступает за пропаганду традиционных семейных ценностей и поддержало следующие предложения в рамках проекта Закона «Об изменении кодексов по вопросам административной и уголовной ответственности»:
— введение административной и уголовной ответственности за распространение информации, дискредитирующей институт семьи и брачно-семейные отношения;
— повышение с 16 до 18 лет возраста, до наступления которого половое сношение и иные действия сексуального характера с несовершеннолетним того же пола наказываются в соответствии с уголовным законом (ст. 168 Уголовного кодекса Республики Беларусь)».
Эти инициативы граждан и Министерства здравоохранения противоречат базовым правам человека, а именно: праву не подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в личную и семейную жизнь (ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, далее – Пакт), праву на свободное выражение своего мнения (ст. 19 Пакта), а также на защиту против дискриминации (ст. 26 Пакта).
Согласно Пакту, каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи. Пользование этим правом налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:
a) для уважения прав и репутации других лиц;
b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Ни одна из этих целей для своего достижения не требует запрещать либо ограничивать информацию о жизни какой-либо социальной группы, в том числе, ЛГБТ. Гомосексуальная и бисексуальная ориентация являются всего лишь разновидностями присущей человеку сексуальной ориентации, наряду с гетеросексуальной, но не преступлением или признаком испорченности и аморальности. Трансгендерность — это неизменная особенность человека, зачастую требующая смены гендерного маркера в документах и/или медицинской коррекции пола, но не результат дурного влияния или развращенности.
Формулировка Министерства здравоохранения об «информации, дискредитирующей институт семьи и брачно-семейные отношения», хотя и не упоминает прямо ЛГБТ, но в совокупности с апелляцией к традиционным семейным ценностям и последующим предложением повысить возраст сексуального согласия для однополых контактов с 16 до 18 лет, вызывает обоснованное опасение, что именно информацию об ЛГБТ и планируется ограничить.
Само по себе повышение возрастной планки для легальных однополых отношений представляет собой явно выраженную дискриминацию, поскольку для разнополых связей такого повышения не предполагается. При этом данная инициатива не имеет законной цели (охрана государственной безопасности, здоровье населения и т.д.), а равно какого-либо иного обоснования. Такое нововведение вызовет увеличение количества дел по ст. 168 Уголовного кодекса, никак не обоснованное реальным, а не вымышленным ущербом для половой неприкосновенности несовершеннолетних.
Инициативы по тем или иным формам ограничений на информацию об ЛГБТ в разных государствах уже вводились, и как раз интересы несовершеннолетних страдали от таких законов. В частности, гомо-, бисексуальные и трансгендерные подростки оказывались изолированными от правдивой информации о своих особенностях и психологической поддержки.
В 2013 году в России была введена административная ответственность за «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних». Венецианская комиссия Совета Европы в этом же году сделала заключение о несоответствии таких ограничений принципам прав человека, отклонив аргумент России о том, что дети являются бенефициарами этого нововведения. Как заключила комиссия, «нельзя считать, что в интересах несовершеннолетних — их ограждение от уместной и соответствующей информации о сексуальности, включая гомосексуальность».
Законодательные ограничения на информацию об ЛГБТ в России неоднократно признавались нарушающими права человека, и отменить их рекомендовали Комитет ООН по гражданским и политическим правам, Комитет ООН против пыток, Комитет ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Комитет ООН по правам ребенка, Европейский суд по правам человека, ОБСЕ.
За годы действия этого ограничения значительно вырос уровень стигмы, насилия и дискриминации в отношении ЛГБТ в России, в том числе, в отношении ЛГБТ-подростков, сервисы психологической помощи подросткам, такие, как проект «Дети-404», также подвергались преследованиям.
Если Беларусь решит пойти по этому же пути, в обществе неизбежно вырастет уровень стигматизации ЛГБТ как социальной группы, что приведет к росту числа случаев нарушений прав человека. Так, мы полагаем, что подобные действия (начиная с инициирования петиций) влекут формирование предвзятого негативного отношения к ЛГБТ, которое становится позволительным в случае поддержки подобных инициатив со стороны государственных органов.
Важно отметить, что в настоящий момент представители группы, инициировавшей сбор подписей под вышеупомянутой петицией о запрете «пропаганды» ЛГБТ отмечают, что они не выступают против ЛГБТ, но против «пропаганды» и «сексуализации». Вместе с тем, исходя из текста петиции, а также иных комментариев, а равно опыта России, становится ясно, что под «пропагандой» имеется в виду любая информация об ЛГБТ, а также концепция гендерного равенства и любое сексуальное просвещение.
Руководствуясь изложенным, мы призываем власти Беларуси не инициировать каких-либо законодательных изменений, которые повлекут дискриминацию представителей социальной группы ЛГБТ и с большой вероятностью спровоцируют рост нетерпимости и насилия в обществе.
Инициативная группа «Идентичность и право»
Фестиваль квир-культуры DOTYK
РОО «Правовая инициатива»
Учреждение «Консультационный центр по актуальным международным практикам и их имплементации в праве «Хьюман Константа»
ПУ «Белорусский документационный центр»
Правозащитный центр «Весна»
Белорусский ПЕН-центр
Community Centre для ЛГБТК+людей и их близких
Инициатива «Новые регионы»
Правозащитная инициатива «Журналисты за толерантность»
MAKEOUT
Кампания памяти Миши Пищевского «Дело Пи_»
«Центр по продвижению прав женщин — Её права»
РПОО «Белорусский Хельсинкский Комитет»
ППУ «Офис по правам людей с инвалидностью»
Белорусский дом прав человека имени Б. Звозскова
Инициатива «Интер»
Центр правовой трансформации «Lawtrend»