«Геев на Руси не было!» Ложный стереотип или правда?…
Довольно часто можно услышать стереотип о том, что раньше геев не было. Что это новомодное явление. Например, в статье “Защитим семью — спасем Отечество!” газеты “Вечерний Могилёв” заявлено: Такая [ЛГБТ] пропаганда нарастает с каждым годом, она направлена на системный подрыв института семьи с вытекающими демографическими и политическими последствиями, и главная ее цель – это наши дети и молодежь, наше будущее.
Мы уже обсудили, как было дело в эпоху Античности, в Средние века, в эпоху Возрождения. Обсудили гомосексуальность в эпоху Просвещения и Новое время. Если приводишь в пример оппоненту всю историю Европы, то он приводит другой стереотип. Мол, это всё в Европах ваших, а вот на Руси такого отродясь не было!
Что ж, вспомним историю. Были ли на Руси геи? И как общество воспринимало однополые отношения?
Во времена Древней Руси к геям относились терпимо. И даже лучше, чем в иных европейских странах. Вплоть до 18 века церковь сквозь пальцы смотрела на однополые связи. Нет, блуд осуждался — но не было разницы, какого пола партнеры. И наказания за блуд были не такие уж суровые по сравнению с европейскими.
Многие исследователи полагают, что это отпечаток языческих времен, когда гомосексуальные связи не порицались, а иногда были частью ритуалов инициации.
Христианство еще не успело укрепиться на Руси, отголоски языческих верований звучали повсюду. В сенях оставляли лакомство домовому, на масленицу сжигали языческую куклу… И блуд, если и порицался, то весь. А христианские священники не слишком яро выступали против “содомии”.
Если говорить об известных геях той эпохи, то переместимся сразу в 16 век. На трон взошел Иван Грозный. Он прославился не только своими великими победами и политическими решениями, но и сложным гневливым характером. Отовсюду ему мерещились враги и заговоры, порой вполне обоснованно. Царь создал личную гвардию, которой мог бы доверять — “люди государёвы”, опричнина. Туда попадали как сыновья изменитых бояр, так и простые люди. Ивану Четвёртому было важно только, чтобы его люди были верны и почтительны.
Опричники — личная гвардия царя, а среди них блистал Фёдор Басманов.
Фёдор Алексеевич Басманов появился на свет в знатном боярском роду. Его отец, Алексей Данилович Басманов, один из создателей опричнины и идеолог террора против старорусской знати. Его старший сын, Пётр, тоже был среди опричников.
Фёдор Басманов выполнял различные поручения царя. Например, привёз Ефросинье Старицкой, опальной родственнице царя, личные распоряжения Грозного. Потом юноша получает чин кравчего — это придворный чин, ответственный за стольников, подающих еду и напитки.
Во всех увеселениях и забавах царя, на всех опричных пирах — везде блистал Басманов. Порой он переодевался в женское платье и танцевал так перед царём.
Современники описывают его, как высокого и стройного красавца. А также упоминают Фёдора Басманова как любовника Ивана Грозного.
Андрей Курбский впрямую называет Федора «царев любовник». Конечно, Курбский в то время был неприятелем Ивана Грозного и мог выдумать что угодно. Но есть еще и иные свидетельства.
Поссорившись с Басмановым, Дмитрий Оболенский Овчинин, родной племянник любовника матери Грозного, Елены Глинской, сказал в сердцах: «Я и предки мои служили всегда с пользою государю, а ты служишь гнусною содомиею». Он был казнён за эти слова.
Иностранцы, бывавшие в России в те времена, описывали отношения Ивана Грозоного и Фёдора Басманова вполне однозначно.
Немец Генрих Штаден, служивший в те года в опричниках, писал потом: «Алексей [Басманов] и его сын [Фёдор], с которым великий князь предавался разврату…»
Альберт Шлихтинг в своём «Сказании» писал о царе, что тот «злоупотреблял любовью этого Федора, а он обычно подводил всех под гнев тирана»
Однако со временем Басманов впал в немилость. Не помогло даже то, что Фёдор убил своего опального отца для доказательства своей преданности. И со временем след Басманова теряется. Предположительно, он был казнён Иваном IV или же был сослан с семьёй на Белоозеро, где умер в одной из монастырских тюрем.
В 1706 году Пётр Первый сочиняет воинский устав, скопировав его с немецкого. Однополые отношения между мужчинами карались сожжением на костре. Но это касалось только военнослужащих. Через лет десять столь суровую кару заменили на ссылку или телесные наказания. Но на самом деле, применялась эта статья довольно редко.
При Александре Первом в правительстве было сразу несколько именитых геев, которые особо не скрывали свои предпочтения. Геями были, по свидетельствам современников, министр просвещения князь Александр Голицын и министр иностранных дел Николай Румянцев.
При Николае Первом отношение к однополым связям ужесточилось. В 1835 году вступил в силу новый свод уголовных законов. В него была внесена антигомосексуальная статья, которая касалась не только военнослужащих, а всех жителей Российской империи. Преследование гомосексуалов начало иметь религиозно-нравственное обоснование. Применялась статья редко, часто звучали призывы к ее отмене.
У Александра Пушкина есть строки, посвященные гомосексуальным отношениям. Например, своему другу, гею Филиппу Вигелю, он как-то раз написал такие строки:
Тебе служить я буду рад
Стихами, прозой, всей душою,
Но, Вигель – пощади мой зад!
В том же письме поэт рекомендует Вигелю «милых трех красавцев», из которых «думаю, годен на употребление в пользу собственно самый меньшой: NB он спит в одной комнате с братом Михаилом и трясутся немилосердно — из этого можете вывести важные заключения, представляю их Вашей опытности и благоразумию».
Статья о гомосексуальных отношениях применялась тогда очень избирательно. Например, уже во времена царствования Николая I общественности было хорошо известно о гомосексуальных наклонностях министра просвещения графа Сергея Уварова.
Однажды он даже протолкнул своего любовника князя Михаила Дондукова-Корсакова на место вице-президентом Императорской Академии наук и ректором Санкт-Петербургского университета. Пушкин написал эпиграмму об этом:
В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь;
Отчего ж он заседает?
Оттого что ж*па есть.
Эпиграмма приобрела широкую популярность, однако для её героев это не имело никаких правовых последствий.
Рассадником однополых связей в те времена служили закрытые учебные учреждения. Частные кадетские корпуса, юнкерские училища… О гомосексуальной любви упоминается в стихотворении Михаила Лермонтова «К Тизенгаузену», посвящённого другу поэта по школе юнкеров.
В целом, на Руси не так уж и строго относились к однополым связям. Православная церковь относилась к геям гораздо мягче, чем католическая. Вплоть до 18 века строгие наказания применялись время от времени лишь к военнослужащим, а светское уголовное право не касалось подобных вопросов.
Всё изменилось, когда российские законодатели — цари и министры — стали брать пример с Европы. Европа диктовала Руси правила жестокости и нетерпимости по отношению к геям.
Но к концу 19 века наступила удивительная эпоха — Серебряный век. Что стало с геями? Уж не пропали ли они из общества? Об этом мы поговорим в следующей части.
Читайте также: Геи — это новомодное явление? Как бы не так! (Часть 3)