Первый гей-поцелуй Голливуда

время чтения: 4 мин

Спустя пять десятилетий после выхода, кинокартина «Воскресенье, проклятое воскресенье» так же проницательна и остра, как и в 1971 году, когда впервые увидела киноэкраны.

Зрелая сказка режиссёра Джона Шлезингера была номинирована на «Оскар», выиграла «Золотой глобус» за лучший англоязычный иностранный фильм и получила пять наград BAFTA. Снятый по сценарию Пенелопы Джиллиат, фильм занимает важное место в истории кино, предлагая первый положительный образ гомосексуального персонажа в главной роли в популярном фильме.

Джон Шлезингер, покойный кинорежиссёр и открытый гей, известен своим получившей «Оскар» кинокартиной «Полуночный ковбой» (1969). Этот фильм с Дастином Хоффманом и Джоном Войтом в главных ролях также имел гей-подтекст в отношениях между двумя протагонистами-неудачниками. Однако именно «Воскресенье, проклятое воскресенье» следует рассматривать как лучший фильм Шлезингера — сложный, удивительно модулированный, эмоционально эффективный британский фильм фильм о трёх лондонцах и разрыве двух любовных связей.

гей

Питер Финч, Мюррей Хед и Гленда Джексон в «Воскресенье, проклятое воскресенье» (1971) Metro-Goldwyn-Mayer Studios Inc.

Доктор Дэниел Хёрш (Питер Финч), доктор-еврей, гей лет сорока, и Алекс Гревилл (Гленда Джексон), консультант по вопросам карьеры, лет тридцати, — влюблены в Боба Элкина (Мюррей Хэд), юного успешного скульптора, который небрежно разделяет своё время и привязанность между ними двоими. Красивый и эгоистичный, Боб утверждает, что у него нет особых сексуальных предпочтений, поэтому он не понимает, чем он может расстраивать двух «пожилых» людей — ведь он любит их обоих одинаково.

Этот фильм — мольба о человеческой слабости, он призывает к компромиссу, взывая к сочувствию зрителей — персонажи обычные люди (не герои или даже антигерои в голливудских фильмах), которые делают все возможное. Самые эффектные сцены раскрывают столкновение трех личностей с совершенно разным образом жизни.

Из этой троицы наиболее тонким персонажем является персонаж доктора Хёрша. Тихий умный хирург, который, кажется, принял свою гомосексуальность и еврейство. Финч носит ермолку, когда идет на Бар-мицву своего племянника (одна из самых деликатных сцен в фильме), и он, кажется, разрешил конфликт между своей религиозностью и сексуальной ориентацией удовлетворительным образом. Он живет уравновешенной жизнью. В качестве экранного персонажа доктор Хёрш, возможно, выступает первым в своём роде: гей, который не показан жалким, гротескным или патологическим. Человеком с чувством собственного достоинства.

В июле 1971 года, когда в кинотеатрах стали показывать «Воскресенье, проклятое воскресенье», зрители — особенно геи — могли найти утешение в сострадательном фильме. Это была история, которая, в отличие от большинства голливудских фильмов того времени, не наказывала главного героя за то, что он гей. Чувственная речь доктора Хёрша в конце фильма утешило и воодушевило бесчисленное количество кинозрителей. Фильм представляет собой счастливую развязку для персонажа-гея, смирение которого не является продуктом его сексуальной ориентации. Финч говорит аудитории в заключительном монологе:

Люди говорят, что ты возненавидишь мир. Когда ты оканчиваешь школу, люди говорят, что ты возненавидишь мир. Я им не верил. И это правильно. В детстве я очень хотел стать взрослым. Мне говорили: детство лучшее, что есть в жизни. Но это не так. Сейчас мне нужен он. А они говорят: хорошо, что ты избавился от этого бездельника. И я отвечаю — знаю, но я скучаю по нему. Мне говорят: ты был бы с ним несчастен. Но я счастлив, только скучаю по нему. Всю жизнь я искал смелого талантливого человека. Он не такой. Тем не менее, нам было хорошо.

Шлезингер демонстрирует замечательный дар объединять воедино все элементы кинопроизводства: фильм неизменно упоминается как один из первых «позитивных» фильмов о геях. К сожалению, эта зрелая драма так и не нашла своего зрителя, а ее кассовые сборы были использованы Голливудом как доказательство того, что гей-контент не приносит прибыли.

Фильм колоритен за счёт персонажей, а не продвижения сюжета. Это интроспективный британский продукт, бросивший вызов условностям американского студийного кинопроизводства, как тогда, так и сейчас. Интеллектуальные критики уважали его, хотя многие рецензенты не могли понять, о чем фильм на самом деле, несмотря на восторженные отзывы. Шлезингер всегда настаивал на том, что «Воскресенье, проклятое воскресенье» не о сексуальной ориентации персонажей. Режиссёр был прав, хотя тогда ему мало кто верил. Голливуду потребовалось как минимум два десятилетия, чтобы наконец признать художественную и коммерческую ценность позитивных или, по крайней мере, неосуждающих примеров гей-образов в шоу-бизнесе.

В отличие от большинства фильмов того времени, «Воскресенье, проклятое воскресенье» принимал как должное сексуальную ориентацию главных героев — то, о чем геи и лесбиянки просили на протяжении поколений. Это был фильм о человеческих отношениях и о том, что они не всегда соответствуют нашим идеям и идеалам о том, какой должна быть любовь. Каждый в фильме соглашается на что-то меньшее, чем надеялись или ожидали получить.

В конце фильма, когда Боб уезжает в Америку, оставляя доктора Хёрша и Алекс на произвол судьбы, становится ясно, что жизнь продолжится. В финале они понимают, что остались в одиночестве. Когда Алекс принижает брак своих родителей, ее мать (которую с великолепной деликатностью сыграла Пегги Эшкрофт) говорит:

Проблема в том, что ты ищешь «всё и сразу». Не существует никакого «всё и сразу»! Ты сама должна приложить усилия, чтобы что-то случилось.

Алекс и доктор Хёрш — более интересные персонажи, потому что у них есть социально-значимые ценности, с которыми публика может идентифицировать себя. Они привержены романтической стабильности. В фильме утверждается знакомая каждому из нас идея об иллюзорности отношений. Люди образуют пары случайным образом и надеются, что как-то всё само собой сложится без усилий с их стороны.

гей

Единственный поцелуй между доктором Хёршем и Бобом вызвал больше шума и скандала, чем сцены, в которых они были вместе в постели. До этого стереотипное изображение гомосексуальной ориентации было необузданным, рискованным и девиантным. В голливудских фильмах однополые отношения по-прежнему определяются как дикий секс. В «Воскресенье, проклятое воскресенье» показан первый на экране нежный поцелуй двух мужчин, который не использовался как дешёвый трюк для привлечения внимания или создания шокового эффекта. Сцена вызвала вздохи и обсуждения зрителей, где бы ни проходил фильм.

В то время ходили слухи, что сцена поцелуя стала причиной того, что многие кинотеатры отказались показывать картину. Лондонская пресса пестрела рассказами о зрителях, которые жаловались, что от поцелуя «их тошнило», что он заставил их отвести глаза от экрана, а то и покинуть кинотеатр с отвращением. Такая реакция еще раз выявила скрытую гомофобию, которая преобладала не только среди основной аудитории, но и среди некоторых критиков.

Оригинал: www.goldenglobes.com