Стига Ларссон – писатель социального подтекста и проблем ЛГБТК+ сообщества
Когда в твоих руках оказывается детективный роман, ты не строишь на его счет больших иллюзий. Скорей всего рассчитываешь просто отключить мозги, переключиться с проблем тяжелых трудовых будней и немного отдохнуть.
И даже не догадываешься, что автор, помимо основной детективной линии, внутри истории захочет показать тебе, что и в прогрессивных европейских странах предостаточно людей с закоренелым варварским мышлением, поднимет тему сексуального рабства и проблемы ЛГБТ-сообщества.
И вот уже то, что начиналось, как детективная история обретает внушительный социальный подтекст.
А по-другому у Стига Ларссона и быть не могло.
Прежде, чем явить миру трилогию «Миллениум» о детективе-журналисте Микаэле Блумквисте и девушке-хакере Лисбет Саландер, Ларссон был известен своими исследованиями правого экстремизма и расизма.
Стиг Ларссон родился в 1954 году. Родители были слишком молоды. И с рождения до 10 лет маленького Стига воспитывала бабуля. После он вернулся к родителям, но в 16 решил жить самостоятельно и покинул отчий дом.
Возможно, на мировоззрение юного Стига повлиял дедушка, который являлся антифашистом. Возможно и нет, но уже в 18 лет Стиг участвовал во встрече, которую проводила шведская организация, возникшая с целью поддержки Национального фронта освобождения Южного Вьетнама. Именно там Ларссон познакомился с Эвой Габриэльссон. Она стала его спутницей по жизни, близким другом и товарищем. Их брак никогда не был официально зарегистрирован, так как Ларссон боялся, что его деятельность может подвергнуть её опасности, если их будут связывать законные отношения.
Стиг Ларссон всегда был политически активной личностью:
- Состоял в социалистической партии Швеции.
- Работал сначала дизайнером, а потом – журналистом и редактором в еженедельной газете «Четвёртый интернационал».
- Учил женщин в партизанских отрядах Народного фронта освобождения Эритреи пользоваться гранатометом.
- Организовал компанию «Экспо» – фонд, целью которого стало противостояние распространению крайне правых расистских идей в школе и в молодёжной среде. Позже он организовал одноимённый политический журнал с антирасистским уклоном, сам его редактировал и издавал.
Стиг Ларссон самостоятельно договорился об издании трилогии, но увидеть изданные экземпляры ему было не суждено.
9 ноября 2004 Ларссон умер от обширного инфаркта в возрасте 50 лет, поднявшись в свой офис пешком на 7 этаж.
После смерти в прессе долгое время обсуждали слухи о том, что смерть произошла не в результате естественных причин.
Высказывались мнения о заказном убийстве, ведь Ларссон часто получал угрозы со стороны неонацистов.
Коллеги и близкие не поддерживали тему заказного убийства. Говорили, что Ларссон очень много работал и выкуривал не менее трех пачек сигарет в сутки. Еще наверняка сказалась безудержная любовь к кофе, которым бабушка поила любимого внука с 5 лет.
Этим пристрастием Стиг наделил и своих персонажей, которые постоянно пьют кофе. «Кофе» упоминается в русскоязычном издании «Девушки с татуировкой дракона» около 113 раз.
Сегодня романы Стига Ларссона, пользуются впечатляющей популярностью. Книги перевели на десятки языков. Общий тираж его произведений превышает 65 млн экземпляров.
Девушка с татуировкой дракона
(в оригинале — «Мужчины, которые ненавидят женщин»)
Первый роман из трилогии «Миллениум». Это скандинавский детектив с элементами триллера. Книга стала фантастически популярной во всем мире.
Аннотация:
Сорок лет загадка исчезновения юной родственницы не дает покоя стареющему промышленному магнату, и вот он предпринимает последнюю в своей жизни попытку – поручает розыск журналисту Микаэлю Блумквисту. Тот берется за безнадежное дело больше для того, чтобы отвлечься от собственных неприятностей, но вскоре понимает: проблема даже сложнее, чем кажется на первый взгляд. Как связано давнее происшествие на острове с несколькими убийствами женщин, случившимися в разные годы в разных уголках Швеции? При чем здесь цитаты из Третьей Книги Моисея? И кто, в конце концов, покушался на жизнь самого Микаэля, когда он подошел к разгадке слишком близко? И уж тем более он не мог предположить, что расследование приведет его в сущий ад среди идиллически мирного городка.
«Девушка с татуировкой дракона» — произведение феноменальное. Две экранизации говорят сами за себя.
В оригинале роман называется «Мужчины, которые ненавидят женщин», такое название сразу дает понять к чему стоит готовиться читателю. Но, российские издатели не рискнули выпускать в свет книгу с таким заголовком.
Название жесткое, а вот прототипы главных героев — милейшие.
По словам автора на создание образов главных героев его вдохновили персонажи, созданные
- Астрид Линдгрен:
- Саландер — Пеппи Длинныйчулок.
- В оригинальной версии Лисбет рыжая, а табличка на двери квартиры Лисбет Саландер по адресу Фискаргатан, 9, гласит «В. Кула» (сокращение от Villekulla — виллы, где жила Пеппи).
- Микаэль Блумквист Ларссон — Калле Блумквист (Калле-сыщик), мальчик-детектив, персонаж детских книг.
А если говорить о содержании, то в романе подробнейшим образом раскрыта тема жестокого обращения с женщинами.
Но автор говорит не только о насилие над женщинами. Он уделяет большое внимание темам социального неравенство, нацизма и сути профессии журналиста, так как сам является в первую очередь представителем этой древнейшей профессии и по всей видимости главный герой во многом автобиографичен.
Кто-то считает роман затянутым из-за десятков страниц, повергающих в скуку, описаний и многочисленных нордических имен.
Кому-то же напротив нравится обилие всевозможных подробностей и скрупулезные описания быта героев — это создает необходимую атмосферу и помогает погрузиться с головой в описываемую реальность
А кто-то только из-за эпизода с кошкой больше никогда не захочет открыть эту книгу.
Одного мнения быть не может.
Но уже тот факт, что книга переведена на десятки языков и дважды была экранизирована говорит о том, что она достойна вашего внимания.
***
Девушка, которая играла с огнём
Аннотация:
Поздно вечером в своей квартире застрелены журналист и его подруга — люди, изучавшие каналы поставки в Швецию секс-рабынь из Восточной Европы. Среди клиентов малопочтенного бизнеса замечены представители властных структур. Кажется очевидным, каким кругам была выгодна смерть этих двоих.
Микаэль Блумквист начинает собственное расследование гибели своих коллег и друзей и вдруг узнает, что в убийстве подозревают его давнюю знакомую Лисбет Саландер, самую странную девушку на свете, склонную играть с огнем — к примеру, заливать его бензином. По всей Швеции идет охота на «убийцу-психопатку», но Лисбет не боится бросить вызов кому угодно — и мафии, и общественным структурам, и самой смерти.
Вторая книга не являет собой продолжение первой, но главными героями выступают те же персонажи. События в книге развиваются параллельно, Лисбет и Микаэль разбирают одно дело, но делают это независимо друг от друга.
И снова очень много деталей с конкретными названиями улиц, скверов, описанием количественного метража каждой квартиры и перечислением покупок.
Это конечно на любителя.
А вот то, что во второй части много внимания уделено рассказу о прошлом Лисбет — несомненно радует.
Но главное удивление и неподдельный интерес испытываешь от возможности окунуться в мир западной Европы. Увидеть отношение общества к личной жизни граждан и представителей ЛГБТК+ сообщества, в частности.
Стоит отметить, что «Девушка, которая играла с огнём», именно та из книг трилогии, в которой немало секса в том числе и однополого.
Девушка, которая взрывала воздушные замки
Аннотация:
Лисбет Саландер решает отомстить своим врагам. Не только криминальным элементам, желающим ей смерти, но и правительству, которое несколько лет назад почти разрушило ее жизнь. А еще надо вырваться из больницы, где ее держат под охраной, считая опасной психопаткой, и добиться, чтобы ее имя исчезло из списка подозреваемых в убийстве.
Поэтому ей не обойтись без помощи журналиста Микаэля Блумквиста. Только его разоблачительная статья может встряхнуть шведское общество до самых основ и переполошить правительство и спецслужбы. Тогда у Лисбет будет шанс расстаться с прошлым и добиться справедливости.
Если сможете пережить первую затянутую часть книги с монотонно развивающимся сюжетом и массой подробностей политического уклада Швеции, то будете вознаграждены во второй части, которая будет динамична, увлекательна и молниеносна.
Особенно интересно показана подготовка к судебному процессу, где обе стороны используют не только законные доказательства своей правоты.
Последний роман «Миллениума» в своей основе содержит проблему взаимоотношений гражданина и государства.
В целом вся трилогия — существенно расширит ваши представления о людях и устройстве западноевропейского общества.
При этом вы насладитесь детективной историей от автора, которого многие ставят на один уровень с Эдгаром Алланом По и Артуром Конаном Дойлом.
Художественные книги
2005 — (рус. «Мужчины, которые ненавидят женщин»),
(с англ. — «Девушка с татуировкой дракона»),
2006 — (рус. «Девушка, которая играла с огнём»),
2007 — (рус. «Девушка, которая взрывала воздушные замки»).
Экранизации
2009 — «Девушка с татуировкой дракона» — шведская экранизация
2009 — «Девушка, которая играла с огнём» — шведская экранизация
2009 — «Девушка, которая взрывала воздушные замки» — шведская экранизация
2010 — «Миллениум» — шведская экранизация
2011 — «Девушка с татуировкой дракона» — голливудская экранизация
2018 — «Девушка, которая застряла в паутине» — голливудская экранизация
Также по теме: Гёста Адрыян-Нільсан