«Под звуки колоколов». Гей-прайд в Белграде

«Под звуки колоколов». Гей-прайд в Белграде

время чтения: 5 мин

Спойлер: гей-прайд — это крепкие мужики, баба с крестом и голая задница.

На то, что не будет весело намекали и местные власти и даже синоптики. Первые запрещали Белградский гей-прайд, другие обещали проливной дождь. Кстати обещания вторых — более исправно реализовались, дождь лил. С запретами властей ситуация неоднозначная. Президент Александр Вучич — против, премьер-министр страны Ана Брнабич (которая, кстати, открытая бисексуалка) заявляла, что прайд состоится и даже выступила на правозащитной конференции, правда, она состоялась за два дня до прайда. Министерство внутренних дел, которое подчиняется правительству было вынуждено организовать охрану участников гей-прайда. Местные газеты на следующий день писали, что на охрану прайда потрачено 3 миллиона евро.

Гей-прайд, внимание! Парни с церкви…

Полиции реально было очень много. А центр города перекрыт. Не было никакой возможности пробраться к объявленному месту сбора через кордоны. Их мы прошли 4, пока не поняли, что место сбора изменилось тоже. Часть активистов гей-прайда собирается напротив офиса. А мы затесались между участников анти-прайда. Было легко: черные джинсы и черная кожаная куртка одетая в этот день, абсолютна маскировала «под своих». Обычные парни, девушек было не много, две пары с детьми.

И-за угла появилась группа крепких парней, в «спортивках», кроссовках и в масках (ага, коронавируса испугались) и вот тут стало ясно, что лучше уходить, сейчас могут начаться более активные действия. Вот эти точно, только с церкви приехали. Такой типаж участников анти-прайдов — типичная ситуация в странах с молодыми демократиями. У меня всегда — улыбку вызывают фото с таких акций, например, в Польше, когда два крепких бритоголовых парня в берцах держат транспарант «Мужчина и женщина — традиционная семья». Так где же ваши женщины?

В Белграде, кстати, транспарантов было мало, больше кричали.

Гей-прайд или шоу?

— Это все шоу. Кому это надо? Это перформанс для Европы, для телевидения, прессы, — говорит бойкая женщина, которая стоит рядом. Её можно было бы назвать бабушкой, но зачем… интеллигентная, милая, улыбается и прячется от дождя под большим зонтом.

На вопрос «а зачем она сюда пришла?», ведь, кажется её жизнь уже состоялась, и может лучше дома пить чай в такую погоду. «Я вижу свою страну — европейской. И иногда нам кажется, что права человека, возможность быть самим собой — не важны в жизни. Но это те мелочи, которые и определяют нашу жизнь», говорит она.

Стоим недалеко от кордона полиции, который нас разделяет с участниками анти-прайда. А они кричат…

Через пионерский сквер… 

Гей-прайд в Белграде

И да, потом полиция объявила, что дорога очищена и та часть участников марша, что собрались возле офиса может объединиться, с участками, которые на главном месте сбора возле конституционного суда. Как оказалось шли мы около резиденции президента, через пионерский сквер, вдали виднелось здание парламента, возле которого пророссийские активисты организовали палаточный лагерь с портретам Лаврова, которого не пускают в Европу.

По дороге в пионерском сквере встретились две женщины, одна снимала все на телефон, вторая, постарше и с крестом, повторяла «Иисус Воскреси, Иисус Воскреси». Правда, когда я подошел, что бы на диктофон записать этот атмосферный момент, та, что постарше притихла, отвернулась и ушла. Ну ладно.

Напротив, Конституционного суда — «Старбакс», тоже все перекрыто, много полиции. Но тут полиция повеселей. Один прикольный даже под Бейо́нсе пританцовывал, имитируя, какие-то манерные жесты.

Общий сбор, речи… И под звуки колоколов (так церковь протестует против прайда) колона направилась в бок городского стадиона. Маршрут перестроен, виду того, что группками по городу перемещаются участники анти-прайда, которые обещают напасть на прайд.

 

Инцидент…

Опять идя по парку — около очередной церкви (а их в Белграде много) случился инцидент. Как по мне не однозначный. Били колокола, па пороге церкви стояли люди с иконами.  Стояло ограждения и кордон полиции. Какой-то мужик с территории церкви Святого Марка пытался прорваться, полиция его, мгновенно скрутила, повалив на землю, задержала. Участники гей-прайда тоже на это эмоционально отреагировали: выкрикивали цензурно и не цензурно, с цензурного заполнилось «секс» и «любовь», а самые активные в знак протеста даже оголили зад. Я бы просто прошел, хотя наверное у каждого участника прайда, свой характер и своя реакция на отношение с религией и церковью. Дошли до стадиона, там уже была атмосфера праздника и безопасности. Правда, дождь по-прежнему лил и опять же кругом много полиции.

 

Гей-прайд и эмоции…

Разговариваем на фоне громкой музыки. Две девушки и парень из Польши. Говорят специально приехали на прайд в Белград, что бы поддержать «наших братьев и сестер”. «Мы тоже ЛГБТ, нам это интересно, ездим на марши, что бы прочувствовать эту атмосферу и присоединиться, говорят они. Правда два года никуда не ездили (коронавирус и ограничения). Два года назад были в Вене, сейчас приехали в Белград. В следующим году — уже запланировали поездку на Мальту.

Гей-прайд в Белграде

— На самом деле то, что здесь увидели очень удивило и даже испугало. Но… полиция очень подготовлена тоже была к параду. Чуть сюда добрались. Не хотели пускать…

— А как попали?

— Какие-то девушки нас сюда привели… кажется они местные.

Если сравнивать с Польшей, рассказывают девушки, то там раньше на прайдах тоже было много «хардкора». Например, если вспоминать акцию в Белостоке три года назад. Там тоже были бои с представителями… так званых националистических сил. «Теперь более-менее спокойно», — замечают польские гости. «Но тут все было коротко. Например в Вене, мы шли 8 часов в параде. Там был праздник, сейчас в Белграде — акция за права человека, акция, которая напоминает, что есть люди ЛГБТ и живут рядом с нами».

Яркая одежда девушки из Петербурга диссонирует с тем дождем, который льет целый день, но её спасает радужный большой зонт.

— «Я просто не понимаю мотив этих людей», — она показывает в сторону небольшой группы националистов, которых огородила полиция. «Мне плевать на жизнь других людей и я же не хожу на демонстрации под церковь. Я не против религии, но я же не хожу на крестные ходы и не мешаю им. Мне-то пофиг на них. На самом деле они же и пиарят этот прайд. Это как Милонов в России — если бы не Милонов — то о геях в России и их проблемах тоже никто-бы не знал. Но тут и так ситуация лучше чем в России, если тут полиция на нашей стороне, то в России полиция была бы на стороне «нациков», — так девушка назвала участников анти-прайда.

Гей-прайд в Белграде

Вместо вывода

Любой специалист по конфликтологии расскажет: привлечение внимания к событию только ведет к эскалации. Неделей ранее по улицам Белграда прошли так называемые «христианские митинги» за традиционную семью. Им никто не мешал. Но а поведение гей-прайда христианские активисты решили вмешаться. Собирали свои боевые группы, и анонсировали, что могут бить. Это привлекло внимание к прайду, а соответственно к вопросу о правах человека в Сербии, как политиков, так и всех европейских организаций и СМИ. Эффект обратный. Теперь это проблема, которая требует дискуссии в обществе.

Права человека универсальны. Каждый умеет право о себе заявить. Нормально, когда в один день по городу идет гей-парад, на завтра — «нацики», а на третий день автомобилисты, потому, что «надоели тут ходить, город весь перекрыт, трудно проехать». Кстати, не моя мысль. Я услышал, от девушки на машине, которая спрашивала у полиции, когда же откроется движение и можно проехать. Это мы уже возвращались со стадиона. Дождь начал даже более интенсивно лить, а центр города был перекрыт.

 

Д.К.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал!

ЛГБТК-миграция. Большой путеводитель по переезду в безопасную страну

Смотрите интересные видео на нашем YouTube-канале