История беларуского квир-активиста: «Меня защищал целый автобус украинских женщин»
Тысячам беларусов, вынужденным бежать от репрессий режима лукашенко и нашедшим новый дом в Украине, из-за войны пришлось стать беженцами во второй раз. Многие из них нашли приют в Польше.
Совместно с инициативой Август2020 Voise of Belarus рассказывает истории таких двойных беженцев. Артем (имя изменено) признается, что опасается подробно рассказывать, что повлекло за собой его отъезд из Беларуси. Он только упоминает, что занимался квир-активизмом.
– В последние месяцы в Минске не чувствовал себя в безопасности, эмоциональное состояние было очень плохое. После задержания своих друзей и обыска в квартире, в которой я жил, решил переехать в Киев. Конечно, я скучал и тосковал по Минску, но это было несравнимо со стрессом, который я испытывал в последние месяцы в Беларуси, когда ощущения личной небезопасности переплелись с проблемами в личных отношениях. По сравнению с теми месяцами перед отъездом вся жизнь в Украине была безмятежной и легкой. Иногда я даже шутил: «Спасибо мусорам, что прекратили мои страдания и заставили переехать».
– Адаптироваться в Украине было не очень сложно. Благодаря знакомым нашел жилье, был круг общения, связи с местным сообществом через людей, которые раньше меня приехали из Беларуси, я легко влился в местный активизм, не было слишком большого «трения» и эмигрантской депрессии.
Артем жил в Киеве полгода. Вспоминает, что готовился к войне. Новости о бомбардировках он встретил в относительно безопасном Львове:
– Я думал, что война начнется 15 февраля, поэтому 14 взял вещи, которые мог унести, и уехал из Киева во Львов. Когда меня в пять утра 24 февраля разбудил друг и сказал скорее эвакуироваться в Варшаву, я даже разозлился, потому что мысленно считал, что война началась два дня назад, когда стрельба в Донецке стала более активной. Через полчаса я все-таки немного заволновался, купил билеты и просто весь день сидел в чатах, искал информацию для друзей, как уехать из Украины.
– Во Львове я не сильно боялся за свою жизнь, и чувствовал, что мне скорее нужно помочь другим, чем убегать самому. В конце дня у меня тряслись руки от напряжения, на следующий день я занялся собственным отъездом. Война не была для меня внезапной, но оказалась большим стрессом.
Продолжение материала Татьяны Свирепы читайте на Voise of Belarus.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал!
ЛГБТК-миграция. Большой путеводитель по переезду в безопасную страну