Это квир-искусство отстояло право на признание
Том из Финляндии создал квир-искусство, которое было глубоко впечатляющим и сильно эротичным, но при жизни его часто называли «порнографом».
Художник, настоящее имя которого Тоуко Валио Лааксонен, стал нарицательным благодаря своим культовым эротическим рисункам мужчин с накачанными мышцами в узких брюках и кожаных куртках. Его вызывающие работы можно увидеть на футболках и бутылках из-под водки, а также в уважаемых галереях по всему миру.
Но при жизни многие в мире искусства избегали его, вспоминает его близкий друг Дюрк Денер.
«[Они] составляли о Томе обзоры, в которых он классифицировался сначала как порнограф, а чуть позже как иллюстратор». Рассказывает Денер PinkNews.
«Они не видели, что он создавал новое видение для своих товарищей-гомосексуалов».
Лааксонен родился в 1920 году в Финляндии, где гомосексуальность оставался уголовным преступлением до 1970-х годов.
Он нашел в себе смелость рекламировать свое квир-искусство, хотя гомосексуальность была глубоко табуирована
В 1957 году некоторые из его рисунков были опубликованы в американском журнале Physique Pictorial, но даже тогда ему пришлось подчиниться закону. В то время в США было незаконно изображать «явные гомосексуальные акты», поэтому ему пришлось перестраховаться в своих ранних рисунках.
Отношения и культура 1950-х и 1960-х годов означали, что у Лааконсена не было возможности полностью раскрыться как художнику до 1970-х годов. Только в 1973 году он, наконец, оказался в состоянии бросить постоянную работу в рекламном агентстве, чтобы полностью посвятить себя своему делу.
В 1977 году Лааксонен отправился в Соединенные Штаты, чтобы выставить свои работы. Именно там он впервые встретил Денера. Пара подружилась и вместе основала компанию Tom Of Finland, организацию, занимающуюся защитой его авторских прав и его изображений.
По сей день Денер, который также является соучредителем фонда Tom of Finland, помнит, насколько ясным было видение Лааксонена.
Мир искусства медленно, но верно пришел к уважению и принятию человека, который определил квир-эротические образы
«Том видел, что гомосексуалам не давали никакого положительного примера для подражания, их рассматривали как извращенцев, преступников, дегенератов, изгоев общества», — рассказывает Денер PinkNews.
«Он поставил перед собой задачу увидеть, сможет ли он повлиять на изменения в гей-сообществе, представив своих мужчин в позитивном, счастливом, уравновешенном [месте]… Том украл мужские архетипы гетеросексуального альфа-самца и превратил его в гомосексуала».
Том из Финляндии стал известен как «прекрасный художник»
Мужчины на его рисунках были свободны, раскованы и, казалось, никогда не заботились о том, наблюдает ли за ними кто-нибудь еще. По словам Денера, это было привлекательно для квир-мужчин поколения Лааксонена, и со временем у него появилась ярая фанатская база.
Но он никогда не сталкивался с чем-то вроде мгновенного успеха. Хотя к началу 1970-х у него были ярые гомосексуальные последователи, мейнстримный мир искусства по-прежнему в значительной степени игнорировал его.
В 1980-х ситуация постепенно начала меняться. На том этапе Лааксонен был уже на закате жизни.
«В 80-х он прошел путь от иллюстратора до уважаемого рисовальщика, и это переросло в то, что его стали называть прекрасным художником», — вспоминает Денер.
«Только в начале 2000-х годов в отношении него стали использоваться слова «мастер-рисовальщик» и «мастер-художник».
Лааксонен так и не увидел, насколько успешной станет его работа. Он умер в 1991 году в возрасте 71 года. Его рисунки с тех пор приобрели особую культурную значимость, в отличие от всего, что он видел при жизни.
«Он не выходит из моды, потому что представляет человечество в сексуальном просвещении». Говорит Денер, вспоминая, как видел очереди мужчин, выстроившихся в очередь, чтобы встретиться с Лааксоненом, когда он проводил выставку в Сан-Франциско в конце 1970-х. Этот опыт показал ему, что рисунки были гораздо больше, чем изображение накачанных мускулов.
«Я был свидетелем длинных очередей молодых людей, которые так терпеливо стояли, чтобы посмотреть ему прямо в глаза. Пожать ему руку и поблагодарить его за то, что он дал им положительный образ того, как они могут быть счастливы.
«Том был не просто хорошим художником, он действительно изменил отношение людей к себе»
Общественное восприятие его творчества быстро изменилось после смерти художника. В 1995 году компания Tom of Finland Clothing Company запустила линию модной одежды, вдохновленную его рисунками и современными тенденциями, что помогло закрепить его работу в официальном мейнстриме.
Сегодня его работы выставлены в самых известных художественных галереях мира, в том числе в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Его место в этом почитаемом учреждении многое говорит о том, что стали значить его работы, и насколько изменилось восприятие с тех пор, как он подвергся остракизму и был отвергнут как порнограф.
Для квир-людей значение его работы с годами только возросло.
Прошло более 30 лет с тех пор, как он умер, но Денер видит, насколько важной фигурой он был и остается в квир-сообществах.
«Том был и остается нашим отцом, отцом, которого у нас не было, — говорит он.
Изображения: www.instagram.com/tomoffinlandfoundation/
Подписывайтесь на наш Telegram-канал!
ЛГБТК-миграция. Большой путеводитель по переезду в безопасную страну