J4T призывает подписаться за освобождение из российского плена журналиста и правозащитника Максима Буткевича
J4T призывает подписаться за освобождение из российского плена Максима Буткевича — украинского журналиста и правозащитника, почетного члена и эксперта Правозащитной инициативы «Журналисты за толерантность»
В петиции за освобождение из российского плена Максима Буткевича — украинского журналиста и правозащитника — недостает еще 500 подписей. Проверено, что СМИ подхватывают историю с большей вероятностью, если у нее 2,5+ тысячи подписей. Сейчас в российском плену более 8 тысяч украинцев. И медийное внимание — это зацепка, способная вытащить человека из этого ада.
Заложников обычно освобождают в процессе двустороннего обмена военнопленными по заранее сформированным спискам. Попадания Масима Буткевича в такой добиваются подписавшие петицию.
Максим Буткевич — журналист и правозащитник, почетный член беларусской правозащитной инициативы “J4T — Журналисты за толерантность”. Выступал экспертом в организуемых J4T «Школах толерантности».
«Мы должны использовать все средства, чтобы вытаскивать людей из плена, — говорит беларусский правозащитник, почетный член J4T Андрей Палуда. — Есть множество аргументов, что арест и приговор Максиму Буткевичу, незаконный, сфабрикованный. Мыс Максимом лично знакомы. И да, для меня было неожиданно, что он — пацифист, антимилитарист — пошел воевать за Украину. Но он не видел других возможностей защитить свою родину».
Пока правозащитная помощь была востребована, Максим Буткевич помогал мигрантам в Украине, в том числе очень многим беларусам, бежавшим от политического преследования режима Лукашенко.
«Теперь помощь нужна Макиму самому. И я поддерживаю петицию за его скорейшее освобождение, как и других военнопленных», — говорит Андрей Палуда.
Кто такой Максим Буткевич
Максим Буткевич — известный правозащитник, помогавший сотням мигрантов в Украине, журналист ВВС и сотрудник ООН в прошлом.
В Украине Максим Буткевич помогал беженцам из многих направлений. Но в последние до войны годы чаще всего беженцам из Беларуси, где Лукашенко с 2020 года запустил политические репрессии.
«Мы всячески старались поддержать их тут, активно адвокатировали получение временной защиты для беларусских беженцев», — рассказывают в организации «Без кордонів», сооснователем которой является Максим.
Для беларусских журналистов Максим Буткевич выступал экспертом по языку вражды на обучении в программе «Школа толерантности», ежегодно проводимой J4T.
Антирасист и убежденный борец с ненавистническими высказываниями во всех формах. Украинский правозащитник и журналист. Соучредитель организации «Без Кордонiв», созданной для поддержки лиц, ищущих убежище в Украине, и для противодействия языку вражды.
Также сооснователь правозащитного центра ZMINA и общественного радио «Громадське». Как журналист Буткевич работал в ряде украинских и международных СМИ.
В марте 2022 года пошел воевать.
Maksym Butkevych is a Ukrainian human rights defender and journalist. He is co-founder of the «Bez Kordoniv» (“No Borders”) project, an organization created to support asylum seekers in Ukraine and IDPs. He is a life-long anti-racist and a committed fighter against hate speech in all forms. He is also one of the founding members of ZMINA Human Rights Center and Hromadske public radio. As a journalist, Butkevych worked for a number of Ukrainian as well as international media outlets. He joined the ranks of the Ukrainian Armed Forces in March 2022.
Находящиеся в плену на оккупированных РФ территориях люди терпят пытки, нечеловеческое обращение и ненадлежащие условия содержания. «Я видела такое, что простые люди и представить не могут», — сказала после трехмесячного пленения военный парамедик Юлия Паевская, позывной Тайра. Переживающая ПТСР спортсменка и тренер, вслух рассказать о способах перенесенных пыток и насилии не может.
Посмотрите, как выглядит Максим Буткевич в плену. И как выглядел до.
Максим Буткевич в плену. Скриншот видео
Максим Буткевич во время следственного эксперимента в Северодонецке. Фото: СК РФ
Родители Максима узнали, что сын в плену 24 июня 2022, увидев запись с допроса, распространенного российскими пропагандистскими медиа. Десятки сайтов назвали его «боевиком», «нацистом», «пропагандистом», «русофобом», приписывали разжигание гражданской войны. Называли «британским шпионом» — в прошлом Максим работал в Лондоне на Би-би-си.
14 июля родители получили официальное уведомление от властей Украины, что лейтенант Максим Буткевич попал в плен в районе населенного пункта Мирная Долина Луганской области. Спустя два дня у Максима был день рождения — исполнилось 45. Один раз он позвонил родителям из кабинета следователя, сказав, что в ЛНР против него возбуждено уголовное дело.
Больше с ним связи не было.
Независимого российского адвоката Леонида Соловьева к Максиму не допускают, с материалами дела со стороны Буткевича никто не ознакомлен.
10 марта СК РФ сообщил, что суд временно оккупированных РФ территрий приговорил плененного Максима Буткевича к 13 годам колонии строгого режима. Его обвинили в «покушении на убийство двух человек» и «преднамеренном повреждении чужого имущества», якобы совершенным 4 июня 2022 в Северодонецке.
МИД Украины назвал приговор незаконным, а судебный процесс фейковым, «срежиссированным в Российской Федерации, имевшим целью легализовать очередную политическую расправу над украинскими гражданами».
Коллеги Максима провели расследование и нашли доказательства, что 4 июня 2022 года он не мог быть в Северодонецке — его подразделение было передислоцировано на Донбасс не ранее 14 июня. До этого Буткевич находился в районе Киева и Киевской области.
По словам родителей Максима, его делом занимается украинский Объединенный центр поиска и освобождения пленных.
Мама Евгения Буткевич вспоминает слова сына перед уходом на войну:
«Он попросил забрать кошку, пояснил, как растить черепаху и пошел. Сказал нам, что эти все годы его терзало, что его побратимы там, а он — нет… Что нужно идти защищать его страну. Потому что других вариантов для него не существует».