Протесты в Иране: ЛГБТК-сообщество восстало
ЛГБТК-сообщество принимает активное участие в протестах в Иране.
«Вы дегенерат?» — спросил офицер службы безопасности, допрашивая молодую бисексуалку, арестованную во время недавних антиправительственных протестов в Иране.
Следователь изучил телефон женщины и наткнулся на ее интимные разговоры с подругой.
Предупреждение: эта статья содержит язык, который некоторые читатели могут счесть оскорбительным.
«Какого черта эти чаты? Вы дегенерат?». Повторил следователь с отвращением в голосе и употребил оскорбительное и уничижительное персидское слово, которым описывают любую форму однополого влечения.
Выйдя из тюрьмы под залог, 20-летняя женщина рассказала Би-би-си, что уклонилась от вопроса, описав разговор как «шутки, которые распространены между девушками».
Она говорит, что офицер, похоже, сосредоточился на выдвижении обвинений, связанных с протестами. И поэтому не стал настаивать на обвинениях в гомосексуальности.
Иранское законодательство, основанное на шариате, рассматривает однополые отношения как преступления, за которые предусмотрено максимальное наказание в виде смертной казни
«Но он продолжал доставать меня этим вопросом. «Вы дегенерат?». Он также тут и там упоминал имя моей девушки, задавая вопросы о ее сексуальной ориентации», — говорит она.
Она планировала сделать радужный флаг ЛГБТК-прайда и брать его с собой на акции протеста. «Но меня арестовали, и с тех пор многое произошло», — говорит она.
Указывая на дерзкий дух молодого поколения в Иране, она говорит, что неудивительно, что ЛГБТК-сообщество было «более заметным во время недавних протестов». Тем более что это движение «уходит корнями в борьбу за права человека».
По ее мнению, это свидетельствует о «беспримерном мужестве» молодых поколений и пропасти между ними и высшими эшелонами Исламской Республики, многим из которых сейчас за 80.
«Новое поколение не склоняется перед варварскими законами и нормами. Оно стремится последовательно оставаться верным себе. Оно стоит высоко и требует признания».
Протесты прокатились по стране после смерти в заключении в сентябре Махсы Амини, молодой этнической курдской женщины, которая была задержана полицией нравов за то, что якобы носила хиджаб «ненадлежащим образом».
Исламская Республика ответила смертоносной силой.
По данным Информационного агентства правозащитников (HRANA), с начала протестов силы безопасности убили по меньшей мере 530 протестующих, в том числе 71 ребенка. Четверо мужчин были казнены по обвинениям, связанным с протестами, после судебных процессов, которые, по мнению ООН, были несправедливыми и основывались на вынужденных признаниях. Десяткам других осужденных грозит казнь.
ЛГБТК-сообщество выходит под лозунгом: «Квир, жизнь, свобода»
Во время протестного движения молодые представители ЛГБТК бросили вызов запретам режима на публичные проявления привязанности и однополой близости, сняв хиджаб и целуясь друг с другом на публике.
Другие вышли на улицы с плакатами в цветах прайда и флагов трансгендерных людей с надписью «Женщина, жизнь, свобода» — де-факто лозунг протестного движения, а также «Квир, жизнь, свобода».
Квир — это оскорбительное слово для некоторых, но для других это предпочтительный термин для описания их сексуальной ориентации или гендерной идентичности.
На фотографиях видно, как активисты разрисовывают стены в университетах и парках лозунгами в поддержку ЛГБТК. В том числе: «Квир, трансгендер, свобода», «ЛГБТК-сообщество поднимается» и другими.
Другие раздавали людям на улицах листовки, раскрашенные вручную в цвета флага Прайда, гласившие: «Иранская ЛГБТ-семья поддерживает вас».
Многие иранцы в социальных сетях тепло приветствовали рост популярности ЛГБТК-сообщества. Тем не менее, этот шаг вызвал негативную реакцию со стороны других.
В дополнение к откровенно гомофобным реакциям вновь всплыл старый вопрос: «Не пора ли говорить о правах ЛГБТК в Иране?»
Подобные вопросы звучали в современной истории Ирана всякий раз, когда маргинализированные группы требовали прав.
Фраза «Разве сейчас подходящее время для этого?» использовалась многими политическими партиями, чтобы заткнуть рот феминисткам, когда тысячи людей протестовали против введения обязательных правил ношения хиджаба после Исламской революции 1979 года.
«Нас бесчисленное множество»
Афсанех Риго, исследовательница в области технологий, права и прав человека из Гарвардского университета, говорит. «Глобально квир-люди в Иране сталкиваются с одними из самых суровых наказаний за свое существование».
«Они также подвергаются уголовной ответственности по-разному, не только в соответствии с репрессивными законами, в целом криминализирующими свободу выражения мнений в Интернете и вне его. Но и законами, прямо криминализирующими их личность».
К ним относится ношение одежды, считающейся женской, если человеку при рождении присвоен мужской пол.
Другие однополые действия, которые являются уголовными преступлениями, включают однополые «поцелуи или прикосновения в результате похоти» и наказываются поркой. Эти санкции также распространяются на детей в возрасте до 18 лет.
Транс-небинарный активист из Ирана в возрасте около 20 лет, который говорит, что бросает вызов давлению со стороны «стражей цис-гетеронормативности», описывает рост популярности ЛГБТК-сообщества как «радужную волну».
Они также отмечают, что в ответ первые лица Исламской Республики усиливают свою гомофобную риторику.
В речи в Тегеране по случаю годовщины революции 11 февраля президент Эбрагим Раиси обвинил Запад в «эксплуатации женщин» под предлогом прав человека.
Он сказал, что эти страны не могут «устанавливать нормы для мира, поскольку они толкают человечество на грань вымирания, пропагандируя аморальное поведение, такое как гомосексуальность».
Несмотря на все встречные ветры, иранское ЛГБТ-сообщество настроено на то, чтобы его снова не загнали в шкаф.
Недавно десятки помогли бьюти-блогеру-гею сделать видеоколлаж, в котором каждый из них повторял одну-единственную фразу: «Нас бесчисленное множество».
Би-би-си скрыла имена некоторых людей, упомянутых в этой статье, в целях их собственной безопасности.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал!
ЛГБТК-миграция. Большой путеводитель по переезду в безопасную страну