
ЛГБТК-активист из Беларуси два года ждет убежища в Болгарии
«Когда получил первый отказ, очень растерялся, думал: может, это со мной что-то не так?»
Беларуский ЛГБТК-активист больше двух лет пытается получить в Болгарии международную защиту. Суды отказывают, но он не сдается. «Салідарнасць» рассказывает его историю.

Беларус Андрей Саром и россиянин Алексей Бачинский вместе уже больше десяти лет: пара зарегистрировала брак в Дании в 2014 году.
Долгое время они жили в России: Алексей работал журналистом в негосударственных медиа, у Андрея была своя керамическая мастерская. Но в 2022 году, после полномасштабного вторжения России в Украину, им пришлось экстренно покинуть страну.
Выбрали Болгарию, лишь потому, что сюда было проще и быстрее всего получить визу. Подались на международную защиту. Спустя полтора года Алексей получил статус беженца, а вот его партнеру отказали. Агентство по делам беженцев посчитало, что в Беларуси Андрею ничего не угрожает, а рассматривать случай по процедуре воссоединения семьи не стало (хотя это и противоречит правилам ЕС).
Супруги не сдались и обратились в суд, однако две инстанции — апелляционный и Верховный суд — оставили решение в силе.
«Салідарнасць» расспросила Андрея о двух годах жизни в состоянии неопределенности, какие есть правовые механизмы повлиять на ситуацию, кто помогает «бодаться» с системой и что мотивирует не опускать руки.
«Если называть вещи своими именами — нам не рады нигде»
— Беженство — это всегда очень тяжелая история, даже в европейских странах, — говорит Андрей. — Особенно сложно людям, кто не является очень видимым — так, за кейсом Андрея Гнета следили очень многие, он медийный человек с опытом самопрезентации и неким пониманием, как свою историю доносить до общества. К сожалению, не каждый рядовой беженец, даже активист, знает, как это все делать.
Формально после отказа Верховного суда процедура заканчивается. Дальше есть две возможности: либо самому добровольно покинуть страну (на руки выдается предписание), либо попробовать подать документы снова, пойти на второй круг — но по новым обстоятельствам.
Это могут быть как изменения в законодательстве, так и какие-то детали личной истории. Я подал такое заявление, получил ускоренный отказ (не по делу, а именно принять в рассмотрение документы), но пошел в суд, так как считаю отказ немотивированным.
Первое заседание суда прошло в конце года, второе состоится 4 февраля — поскольку беларус вместе с адвокатом приложил к заявлению много документов: доклады международных организаций, письма поддержки и так далее, и на их изучение нужно время.
Кроме того, на суд приезжала в качестве свидетеля правозащитница, спецдокладчица ООН по правам человека в РФ Марианна Кацарова — она многое рассказала о ситуации с правами уязвимых групп.
По сути, поясняет Андрей, речь не о повторной процедуре прошения убежища, а только о заходе на второй круг пекла. Но если суд посчитает, что отказ принять документы обоснован — что дальше? Можно ли обратиться в Европейский суд по правам человека, или придется выехать из Болгарии?
— Выезд я не рассматриваю, потому что у меня нет возможности выехать в какую-то безопасную страну. К тому же я здесь не один, а с супругом, который получил статус беженца. Естественно, мы рассматривали варианты В, а также С и D — но, как ни парадоксально, тот факт, что Алексей получил здесь защиту, осложняет нам возможность запросить гуманитарную визу какой-нибудь другой страны. Разве что ему отказываться от статуса и переподаться в другой стране — но по Дублинскому соглашению эта другая страна может отказать, либо вернуть нас назад в Болгарию.
К тому же климат по отношению к беженцам в Европе ухудшается — я бы сказал, с каждым днем. Миграционный кризис продолжается, и негатив распространяется на всех, как людей из арабских стран, так и на украинцев, и на беларусов в том числе. Есть большое давление со стороны правоконсервативных сил, которые усиливаются в разных европейских странах. Если называть вещи своими именами — нам не рады нигде.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал!
ЛГБТК-миграция. Большой путеводитель по переезду в безопасную страну