Беларусу Андрею Сарому в июле этого года вновь отказали в легализации проживания в Болгарии. В заявлении говорилось, что на родине ему ничего не угрожает. Попытка воссоединиться с семьёй также не помогла, поскольку Андрей женат. Брак, оформленный в Дании, не признаётся ни в Болгарии, ни в Беларуси, ни в России, откуда родом его партнёр Алексей.
«Я никогда не думала, что влюблюсь в человека своего пола»
Андрей Саром родился в Минске, ему 37 лет. Он окончил Белорусский государственный университет по специальности «дизайн интерьера». Сразу после учёбы, в 2011 году, переехал в Москву к своему партнёру Алексею. Он работал как профессиональным, так и свободным художником-керамистом, имел собственную студию. В 2014 году они поженились в Дании. В конце 2022 года Андрей Саром переехал в Болгарию вслед за партнёром. Однако там ему отказали в предоставлении статуса беженца.
Алексей Бачинский родился в Москве, ему 36 лет. По образованию он тележурналист, кандидат филологических наук. Сотрудничал в интернет-издании «Каспаров.ру», которое в России было заблокировано после 2014 года. По его словам, он писал не только о ситуации в России, но и о Белоруссии и Болгарии, куда переехал в 2022 году. Спустя полтора года он получил там статус беженца.
Ребята говорят, что познакомились в интернете, но не на сайтах знакомств. Они полтора года читали онлайн-дневники друг друга, например, «ЖЖ», но стеснялись знакомиться. Алексей первым написал Андрею с вопросом о компьютерах, за которыми тот работал. Позже Андрей попал в больницу.
«Я переживала за него. Андрей ещё не знал, что я уже что-то придумала для себя. Потом мы продолжили общаться. И когда я сказала Андрею, что, кажется, уже влюбился в него, он мне не поверил – ведь мы даже не виделись. У нас не было совместных фотографий в соцсетях. У меня никогда раньше не было отношений с мужчинами. Я не думала, что влюблюсь в человека своего пола. С того момента я ни разу не усомнилась в том, что Андрей – мой мужчина», – признаётся Алексей.
Через месяц Алексей приехал к Андрею в Минск в гости. Пока Андрей учился в университете, ребята ездили друг к другу в гости. После учёбы белорус переехал в Москву. Они решили жить в России, потому что Алексей хотел работать журналистом. Он подумал, что в Москве это будет проще, чем в Минске.
Пара не смогла оформить брак ни в Беларуси, ни в России, поскольку эти страны не признают однополые браки
Они расписались в Копенгагене. Свадьбу они не праздновали публично. На свадьбе были только они вдвоем.
«Потом мы пошли гулять и осматривать достопримечательности. Было очень красиво, очень приятно, очень романтично. Это совсем не похоже на ЗАГСы в постсоветских странах. Красивое здание ратуши, никакой суеты, очень дружелюбная атмосфера, историческая ратуша с фресками на стенах. Это было похоже на сказку», — говорит Алексей.
«Я думаю, меня арестуют прямо на границе»
Андрей рассказывает, что после переезда в Россию он продолжал приезжать в Беларусь примерно раз в год, иногда путешествуя вместе с Алексеем. В 2020 году он приезжал в Минск голосовать на президентских выборах. После этого, по его словам, он пробыл там около недели и ходил на протесты.
У него не осталось фотографий с протестов. Андрей объясняет, что в целях безопасности не фотографировал ни себя, ни кого-либо ещё. В некоторых европейских странах такие фотографии указывают на то, что человеку в Беларуси действительно грозит тюрьма. Это помогает получить международную защиту. Собеседники отмечают, что знают белорусов, у которых были фотографии с протестов, но даже им в Болгарии отказали в предоставлении статуса беженца.
По словам Андрея, в 2022 году он ещё несколько раз приезжал в Беларусь — менять паспорт и получать визу в Болгарию. Последний раз Шаром был на родине в конце 2022 года. Тогда у правоохранительных органов к нему претензий не было. Российско-белорусскую границу он пересёк на машине, никакого пункта пропуска и контроля не было. Однако собеседник считает, что теперь ему опасно ехать в Беларусь.
«Думаю, меня арестуют прямо на границе. Не сомневаюсь, что если меня не было в списках, когда я уезжал, то теперь, после стольких публикаций (в СМИ. — РС), я там точно есть. Я рассказывал о своём участии в протестах, о своих политических взглядах. Были фотографии с митингов в Болгарии с бело-красно-белым флагом», — говорит Андрей.
Алексей добавляет, что они участвовали в антивоенных митингах в Болгарии против российской агрессии на Украине. Он считает, что за этими митингами следят российские агенты, а затем информация доходит и до Беларуси. Он утверждает, что эти митинги снимали представители пророссийской партии в Болгарии.
Бачинский приводит ещё один аргумент в пользу того, что его партнёр может столкнуться с преследованиями на родине. В 2022 году он подал заявку на проведение выставки скульптур в Беларуси. Сначала его работу приняли, но затем отклонили. По словам собеседников, работа не имела явного политического подтекста.
«Его пригласили забрать работу и сообщили, что министр культуры лично снял её с выставки. На вопрос одного из сотрудников музея о возможных причинах он ответил: «Не было необходимости участвовать в протестах»», — рассказывает Алексей.
Продолжение на беларуском языке читайте по ссылке