Легко ли быть геем в Беларуси?
Белоруссия – это страна азбучных истин Киплинга, где «вода непременно мочит», «огонь непременно жжет», а гомосексуалист — непременно изгой. На него охотятся в Интернете, его не приемлет общество, его могут выгнать с работы. Но иногда и здесь случаются чудеса.
Фото: gayby.net
Белоруссия — очень традиционное общество. Местные жители крайне нетерпимо относятся к национальным меньшинствам, бракам между людьми разного возраста и тому подобным либеральным «штучкам». А уж о секс-меньшинствах и говорить не приходится.
Поэтому, когда президент Александр Лукашенко презрительно отзывался о «гомосеках» в стране и называл «голубятней» немецкий МИД в главе с его руководителем-геем Гидо Вестервелле, никакого внутреннего протеста у белорусских граждан это не вызвало. Не было и его на днях, когда Лукашенко, чтобы поставить точку, вновь заговорил о геях и своем к ним отношении. В интервью британской газете Independent, которое было активно растиражировано в Белоруссии, Батька признался, что, по его мнению, классические отношения мужчины и женщины должны преследовать только одну цель — создание семьи и рождение детей.
«Что касается женщина — женщина, я уже где-то говорил об этом: это наша мужиков вина, что женщина сегодня женщине заменила мужчину. Это наша вина. Поэтому я сожалею. Мы несостоятельными оказались мужиками для некоторых женщин», — сказал Лукашенко и добавил, что, несмотря на сожаление, он не осуждает лесбиянок.
«А вот что касается мужиков, я говорю: свят-свят! Господь с ними! Я нигде инициативно не обсуждаю и более того, не осуждаю их. Потому что пока это за гранью моего понимания», — заявил президент Белоруссии. По его словам, сейчас он это не воспринимает, «более того, я если это и воспринимаю, то крайне негативно, я это считаю крайне ненормально». «Но еще раз говорю критерий – если это нормально, то почему нет детей?» — сказал белорусский лидер.
Правда, в первой половине октября по Минску прокатился так называемый «гей-трамвай», которы активисты белорусского ЛГБТ-движения украсили разноцветными воздушными шарами и радужными флагами. Это, пожалуй, первая акция, которая прошла без задержаний: очевидно, сказалось желание Лукашенко помириться с Западом.
Традиционно же все гей-парады в Белоруссии разгоняются при помощи ОМОНовских дубинок. В 2010 году, например, во время такого парада задержали и избили сразу восьмерых активистов. В 2011 году активисты прошли по улицам уже без символики и лозунгов. А в этом году свой парад белорусские геи так и не провели.
Гей-активисты рассказывают, что в целом в обществе отношение к секс-меньшинствам было в меру терпимым до 2004 года, когда Лукашенко впервые публично объявил, что «Запад нам пытается насаждать свою «гомосексуальную демократию». С тех пор на любой акции гей-активистов милиционеры их стали ловить и избивать — как и оппозиционеров. Много геев и лесбиянок в Белоруссии скрывают свою сексуальную ориентацию, живут в подполье, особенно в маленьких городах.
Сейчас геям в Белоруссии лучше «не светиться». Комиссия в военкомате в обязательном порядке отправляет всех геев на психиатрическую экспертизу. Оттуда вполне себе можно уйти с «желтой карточкой», автоматически лишившись права занимать государственные посты и водительского удостоверения. В интернете сотрудники управления «К» регулярно мониторят социальные сети, назначают геям свидания, арестовывают их по обвинению в проституции, а потом изобличают в городских газетах. Подобный случай, например, произошел полтора года назад в белорусском Бресте. Много подобных историй и в других городах. Кстати, геев и лесбиянок чаще всего ловят «В Контакте».
35-летний гей из Минска по имени Игорь в разговоре с корреспондентом «Росбалта” отказывается даже называть прессе свою фамилию: «С работы еще погонят”. По его словам, ни в коем случае нельзя, чтобы в Белоруссии о твоей сексуальной ориентации узнал работодатель, мастер на СТО или даже фитнесс-тренер. «Если ты расскажешь в Белоруссии, что ты «гомосек”, у тебя не будет ни друзей, ни коллег. С тобой нормально общаются только девочки, точнее только те из них, кто является постоянным членом какой-то арт-тусовки. Я в 26 лет, имел неосторожность рассказать о том, что гей, своему давнему школьному другу. После этого из друзей в «Одноклассниках” меня удалил не только он, но и все люди из класса”, — рассказывает Игорь.
Он также добавляет, что белорусское общество вообще очень настороженно относится ко всем «иным” — даже тем, кто позволяет себе носить розовый свитер, к примеру. «Как только ты начинаешь выделяться, ты тут же маргинал. Не смей вывешивать в facebook фото себя в узких джинсах рядом с симпатичным молодым человеком. Если это увидит босс, завтра ты будешь без работы”, — рассказывает он.
Сейчас 70 тысяч белорусов относятся к категории мужчин, имеющих секс с мужчинами (данные Минздрава). И из них почти 11% (данные 2009 года) занимались сексом за деньги. Вот этих 7700 человек и есть «мишень» белорусских милиционеров, которые, кстати говоря, довольно терпимо в последние два-три года стали относиться к существованию в Минске «традиционных» проституток. Последние, к слову, появились уже не только в интернете, но и на белорусских улицах, хотя ранее милиционеры активно с ними боролись. Говорят, власти борются за привлечение в страну туризмов, а государственные программы по развитию отдыха на селе и развитие инфраструктуры на приозерных базах отдыха и в оздоровительных санаториях никого не привлекают.
На геев же в Белоруссии в последнее время введен строгий неофициальный «запрет», рассказывает источник «Росбалта» в белорусском МВД. Пока в стране президент Лукашенко, геи не смогут получить здесь разрешение на «спокойную жизнь», уверен он.
Но не все так мрачно – иногда в стране голубых озер случаются подлинные чудеса. Так, интернет-издание Colta.ru раскопало в Ошмянском районе Гродненской области двух геев, Валерия Сидоренко и Сергея Остапчука. У обоих были семьи и дети. И оба стали жить вместе, продолжая работать в одном колхозе. Шок в деревне, конечно, был неимоверный, но, по признанию самих трактористов, родное село их «приняло”. Деревня приняла.
— Ну, как приняла, — рассказывает Сергей. — Если вы о том, что нас тут обижали, то ничего такого и не было. Кому нас тут обижать — тут же мертвая деревня: одни пенсионеры. Бабулям нашим местным, конечно, странно было: вздыхали-охали и любили попричитать: «Что же такое, Валерка-то, случилося, что вы это так теперь как муж с женой живете?» Потом уже, типа, говорили, что, мол, и ладно — детей-то родили, для бабок это же важно, дети там, внуки и прочее.
— А мы-то как бы сделали что нужно, теперь и ничего — можно и простить”, — цитирует издание Валерия. «Когда еще моя жена нас в бане запалила, носилась тут по деревне и истерила. Но потом улеглось как-то. Тут ведь у людей и своих проблем хватает: корова заболела, дети не едут, пенсию задерживают, все дорожает. Постоянно вздыхать о нас никто не будет”, — добавляет Сергей. «П… й всем, короче, теперь», — резюмировал Валерий.
За время совместной жизни мужчины вспомнили только один эпизод, когда их отношения в обществе не приняли. «Священник приезжал из района. Дом, говорит, освятить нужно. И вам, говорит, в церковь нужно. Мол, Бога в нас нет, про сатану что-то говорил. Я грубить-то не хотел. Но за… л он меня. Серега — тот поспокойнее, а я его послал. И сказал, что еще раз появится на пороге — в морду сразу заеду. В Бога я не верю. Серега тоже”, — рассказал тракторист Валерий.
В общем, нетерпимость — нетерпимостью, а не убили ведь их. И это внушает надежду светлое гомосексуальное будущее Беларуси.
Максим Швейц РосБалт