Психология: Кто и почему боится Кончиты Вурст?
Психологи копаются в истоках феноменальной ненависти населения к победительнице песенного конкурса «Евровидение-2014». «бородатой женщине» Кончите Вурст. Что говорит эта победа и реакция на нее — о конкурсе, о Европе и о нас самих?
Антон Солдатов. Юрий Зубцов, Психология
Нет никакого смысла обсуждать, действительно ли песня Кончиты Вурст была лучшей на «Евровидении». Дело тут не совсем не в песне, а в исполнительнице. Ну, или в исполнителе — решайте сами. Ни для кого не секрет, что современная поп-музыка (российская, в первую очередь) богата безголосыми и бесталанными мальчиками и девочками, вся популярность которых основана исключительно на их сексуальной привлекательности. И как бы крамольно это ни прозвучало, ровно той же причиной можно объяснить и успех Кончиты.
Два механизма влечения
Еще в 2007 году биолог Гарвардского университета Кэтрин Дьюлак (Catherine Dulac) показала*, что в мозге млекопитающих параллельно действуют две нейронные сети, одна из которых отвечает за влечение к существам своего пола, другая — за влечение к полу противоположному. Этот факт установлен в исследованиях на животных, и для людей точных данных на сей счет нет, но психологические исследования не раз показывали, что у человека наблюдается весь спектр сексуальных предпочтений: от чистой гетеросексуальности до чистой гомосексуальности, а это — аргумент в пользу теории двух нейронных сетей.
Вполне вероятно, Кончита Вурст выиграла именно по этой причине. Ее образ приводит в действие сразу два механизма сексуального влечения. Ее глаза и формы активизируют у зрителя-мужчины гетеросексуальные нейроны, а борода — гомосексуальные. У женщин все происходит в обратной последовательности, но эффект остается тем же.
Толерантность в моде
Нельзя сбрасывать со счетов и политические мотивы. О них напоминает культуролог Ольга Вайнштейн. «Вероятно, решение жюри было продиктовано желанием поддержать идеи толерантности в Европе, — говорит она. — Сейчас идеология толерантности, разнообразия (diversity) и политкорректности настолько распространилась, что уже никого не удивляет. В мире моды пользуется огромной популярностью модель Андрей Пежич, обладатель уникально красивой женственной внешности. Пежич участвует в показах женской одежды, рекламирует бюстгальтеры и недавно появился в образе невесты на дефиле Жан-Поля Готье».
В то же время там, где речь идет о творчестве, важны не только идеи, но и их воплощение.
«В истории европейской культуры были гораздо более художественно весомые высказывания по поводу транссексуализма, — подчеркивает Ольга Вайнштейн. — Напомню о романе „Орландо“ Вирджинии Вулф (1928), в котором герой по ходу истории несколько раз меняет пол. В 1992 году Салли Поттер сняла фильм „Орландо“, в котором Орландо сыграла Тильда Суинтон, а роль королевы Елизаветы исполнил выдающийся английский актер-фрик Квентин Крисп. В идеале хотелось бы, чтобы предметом обсуждения были художественные произведения такого уровня».
С этим трудно спорить. Но, будем откровенны, конкурс «Евровидение» никогда и не претендовал на то, чтобы служить художественным эталоном. Его роль, как, собственно, и роль всего современного развлекательного телевидения, скорее сравнима с той, которую лет 200 назад играл цирк.
А уж в бродячих цирках XIX века бородатые женщины были в большой цене. Настолько, что цирки победнее, не имея средств заполучить настоящую женщину с бородой, заставляли своих артисток наклеивать фальшивые бороды — лишь бы не отстать от «тренда».
Карнавальное начало
Нет ничего нового и в переодевании мужчин в женскую одежду (равно как и женщин в мужскую).
«Такие переодевания исторически были атрибутом карнавальной культуры, которая выступала своего рода светским „противовесом“ культуры религиозной, — объясняет психолог Евгений Осин. — В классическом шекспировском театре все роли, в том числе и женские, исполняли мужчины, и эта тема обыгрывается в таких комедиях, как „Двенадцатая ночь“. На Руси в женском платье выступали скоморохи, а Елизавета Петровна устраивала балы, явиться на которые придворные были обязаны в одежде противоположного пола. Актеры-травести и в наши дни остаются частью массовой культуры: Верка Сердючка и „Новые русские бабки“, выступая отнюдь не в шекспировских ролях, прочно заняли свою нишу на российском ТВ».
К карнавальной культуре отсылает и сам псевдоним Вурст. По-немецки слово Wurst означает «колбаса» — с широким кругом ассоциаций, многие из которых не полагается упоминать в приличном обществе.
Сомнения в гендерной идентичности
Так что победа Кончиты Вурст выглядит вполне логичной.
Бородатая женщина с балаганным псевдонимом стала звездой современного балагана — чему ж тут удивляться?
Гораздо интереснее понять, почему ее победа стала в России причиной столь бурного возмущения, объединившего на манер национальной идеи и телезрителей, и депутатов Государственной Думы. По мнению психолога Евгения Осина, главная причина в том, что образ Кончиты покушается на «традиционные» представления о гендерных ролях.
«Мужчина, выступающий в одежде и в образе женщины, показывает нам относительность гендера как социально-психологического феномена, напоминая о простом факте: между мужчинами и женщинами в психологическом плане нет таких четких границ, как нам кажется, — отмечает он. — Каждый мужчина обладает чертами, которые традиционно рассматриваются как „женские“, и наоборот.
Знание об этих чертах и умение гармонично сочетать их делает человека более успешным. И напротив, навязчивое сознательное утверждение своей маскулинности, стремление любой ценой подавить „женские“ черты (не проявить слабость, сострадание) связано у мужчины с неразрешенным внутренним конфликтом, в результате которого человек в эмоционально значимых ситуациях остается беспомощным перед лицом своих бессознательных импульсов. С таким конфликтом сталкивается каждый подросток, но не каждый мальчик, став взрослым, обретает уверенность в своей мужественности (и не каждая девочка — в своей женственности).
Во многом именно страх, связанный с неуверенностью в своей собственной гендерной идентичности, стоит за призывами бороться с Кончитой как явлением».
Стремление к самоутверждению
Но чем объяснить, что столь же бурной реакции отторжения не вызывает, скажем, Верка Сердючка? Психолог уверен, что дело тут в ситуации конкурса. Сравнительные исследования культур показывают, что
россиянам, в сравнении с большинством европейцев, гораздо более свойственно стремление к самоутверждению.** Именно поэтому нам так важно быть первыми во всем, и даже победа в конкурсе, который большинство европейцев рассматривают как повод повеселиться, россиянами воспринимается как социально значимый факт. Эта победа представляется нам чуть ли одобрением неких ценностей.
«Тип личности, который видит мир как иерархию властных отношений, в психологии обозначается как авторитарная личность, — комментирует Евгений Осин. — Многочисленные исследования, проведенные в разных странах, показали, что именно люди с высоким авторитаризмом испытывают дискомфорт и проявляют неодобрение при встрече со всем новым, необычным, с любыми проявлениями поведения, отличающимися от принятых, „традиционных“ стандартов, в том числе и гендерных.***
Авторитарная личность не только живет в мире, где есть „правильные“ стандарты, но и считает своим долгом навязывать эти стандарты другим: поэтому дети, выросшие в семьях авторитарных родителей, очень боятся оказаться „неправильными“. Психологическая проблема состоит в том, что человеку, который видит мир в терминах „правильного“ и „неправильного“, очень сложно найти себя, принять неоднозначность и многообразие своего внутреннего мира. Страх перед этим многообразием преобразуется в негативные эмоции по отношению к любым его проявлениям во внешнем мире. Даже к таким безобидным, как бородатый мужчина, который переоделся в женское платье, чтобы повеселить зрителей».
Впрочем, возможно, мы толерантнее, чем кажется на первый взгляд. Данные музыкального сервиса iTunes, например, свидетельствуют: спустя два дня после окончания «Евровидения» песня Кончиты Вурст Rise Like a Phoenix занимала в России первое место по количеству продаж. К чему бы это?
* T. Kimchi et al. «A functional circuit underlying male sexual behaviour in the female mouse brain». Nature (2007) 448:1009-1014.
** http://polit.ru/article/2008/06/02/rusvalues
*** Подробнее об авторитарной личности и гендере см. в книге Паскаля Киньяра «Секс и страх» (Текст, 2000).