День прав человека и стереотип о гей-прайдах

День прав человека и стереотип о гей-прайдах

время чтения: 3 мин

Сегодня во всем мире отмечается День прав человека. Наиболее явные попытки ЛГБТ-сообщества добиться равноправия — это проведение гей-прайдов. Сейчас подобные марши проходят более, чем в 50 странах мира. Но и с ними связан стереотип. Наиболее частое мнение об ЛГБТ: «Зачем вам проводить свои гей-парады? Ну, живите себе, только сидите тихонько, чтобы мы вас не видели! Мы же гетеро-парады не проводим…». Невозможно сосчитать, сколько раз этот стереотипный аргумент использовали гомофобы.

Общеизвестно, что первый гей-прайд провели через год после Стоунволлского бунта. В 1970 году в первую годовщину Стоунволлского восстания несколько сотен демонстрантов вышли на Кристофер-стрит. Эта акция считается первым гей-прайдом. Его участники протестовали против уголовного преследования гомосексуальных действий и законов, разрешающих дискриминацию геев и лесбиянок в сферах занятости и жилья, призывали гомосексуалов быть открытыми.

стереотип

Демонстранты несли плакаты и кричали лозунги: «Лучше явный, чем скрытый!», «Что мы хотим? Освобождения геев! Когда мы это хотим! Сейчас!», «Скажи громко: Гей — это гордо!», «Из шкафа на улицу!» и так далее. Очевидно, что этот и последующие марши — не просто красочные карнавалы или попытка «выпятить» свою ориентацию — это марши призваны показать: геи, лесбиянки, бисексуалы, транс*персоны, квир*люди — все мы существуем, мы такие же люди и у нас должны быть точно такие же права, как и всех людей.

Как пишет портал Perito Burrito:

Изначально прайд был правозащитной акцией. В 1970-х годах лесбиянки, геи и трансгендеры только так могли обратить внимание на проблемы, с которыми сталкивается сообщество: о преступлениях на почве ксенофобии и повсеместной дискриминации. По мере развития ЛГБТ-движения прайды превратились в праздник, который, несмотря на кажущуюся легкомысленность, имеет глубокий бэкграунд. 

Не все прайды выглядят как праздник или карнавал, и это напрямую связано с уровнем гомо- и трансфобии в стране. В частности, в Киеве и Вильнюсе шествие движется под охраной полиции, так как высока вероятность нападения провокаторов, а августовский прайд в Петербурге проходил в форме одиночных пикетов и завершился арестом десятка активистов. Такие акции, естественно, не ориентированы на туристов и играют сугубо правозащитную роль. Ту самую, с которой все начиналось в США.

Если с гей-прайдами более-менее разобрались, то у гомофобов существует еще и такой стереотип: геи протестуют и выходят на марши и пикеты за какие-то особенные права. Мол, ЛГБТ требует себе не равноправия, а привилегий.

Например, во время начала протестов в Беларуси на маршах появлялись единичные радужные флаги. И тотчас проявилось недовольство толпы. Люди писали в комментариях под фото в СМИ: “Я за свободу Беларуси, но против ЛГБТ”. Об этом подробнее написано в нашей статье “Я за свободу, но против ЛГБТ”, «Дети — это их цель». Очередные стереотипы?…

стереотип

Разве требовали ЛГБТ-люди, выходя на протестные марши в Беларуси, каких-то особых свобод и привилегий, к которым не было бы доступа у остальных? Разумеется, нет. Выходя на митинг с радужным флагом, человек требует лишь того же, что и остальные протестующие: права голоса, возможность быть услышанным и уважения к себе как к личности. Как и все окружающие вне зависимости от того, под каким флагом они стоят.

Абсолютно то же самое можно сказать про любой гей-прайд. Хотят ли геи, лесбиянки, бисексуалы, транс*люди и квир*персоны себе каких-то особых прав и привилегий? Конечно, нет — у ЛГБТ-сообщества даже нет равных прав с гетеросексуалами. Зачастую нет возможности заключить брак, нет возможности усыновлять и удочерять детей, во многих странах просто взять за руку партнера — уже преступление! Вот за равенство прав и идет борьба.

Но если вы гетеросексуал, то какое вам дело до прав ЛГБТ? Самое прямое! Ведь если лишать прав какую-то одну категорию людей, то с легкостью можно лишать этих прав и другие категории, да и вообще любого человека. Нет разницы между геем, лесбиянкой, транс*персоной, квир*личностью или гетеросексуалом. Именно поэтому права ЛГБТ — права человека.

О том, как притесняют и дискриминируют ЛГБТ-сообщество в Беларуси, у нас есть специальный материал, посмотрите его обязательно.

Читайте также: Двойной каминг-аут: геи с инвалидностью