Игра с гендером и квир-революция: почему Måneskin – бунтари нового времени
Продажа билетов на европейский тур Måneskin открылась 30 сентября (среди городов был и Киев), все билеты разлетелись буквально через несколько часов.
В то же время мир услышал об итальянской группе только полгода назад, когда команда завоевала первое место на Евровидении с нетипичным для этого конкурса выступлением: это был рок на итальянском языке.
Måneskin довольно ярко обозначил переломный период установления новых ценностей, при этом не теряя духа бунтарства и сопротивления старому строю. Разбираемся, в чем именно это проявляется.
Если говорить о визуальных образах и стилистике в звучании, Måneskin повторяют уже хорошо известные в массовой культуре рок-архетипы: раскрепощенность, бунтарство и провокационность, однако все эти признаки соответствуют своему времени. Если 50 лет назад Rolling Stones по-бунтарски пели о грубом ухаживании за девушками, а 30 лет назад Guns N’ Roses считались крутыми, потому что транслировали объективацию и насилие, то сегодня Måneskin провокативны, потому что говорят об обратном. Они поют о нетоксичной секс-позитивности для всех, говорят о культуре согласия и бросают вызов гендерным условностям.
Гомосексуальное поведение и игра с гендером – совсем не новые явления в популярной рок-музыке: уже произошли две волны глэм-рока в 70-х и 80-х годах, когда артисты экспериментировали с феминной одеждой, наносили яркий макияж с блестками и провокационно вели себя на сцене. Однако проблема в том, что все, по словам музыкального критика Роберта Данкана, касалось сугубо гетеросексуальных цисгендерных мужчин, которые могли позволить себе разнообразить свою сексуальность и самопрезентацию. Во времена, когда гомосексуальность в Европе только избавлялась от уголовного наказания и была окутана стереотипами, такие звезды глэм-рока, как Дэвид Боуи, могли позволить себе фейковый камингаут ради популярности или имитации секса с мужчиной на сцене ради зрелищности.
Женщин такие эксперименты касались сравнительно редко: среди звезд глэм-рока обычно упоминают только Сюзи Кватро, которая имела нетипичный для 70-х годов маскулинный образ и поведение на сцене.
Несмотря на это, для многих бунт против традиционной патриархальной системы может до сих пор звучать радикально, а попытки бросить вызов старым гендерным ролям могут быть восприняты очень критично.
Måneskin можно назвать маркерами нашего времени, когда вопросам гендера, сексуальности и нравственности уделяется больше внимания, чем несколько десятилетий назад.
Что нового предлагают Måneskin?
В своей работе Gender Trouble Джудит Батлер пишет, что гендер состоит из ряда перформативных актов. Это означает, что наше поведение, манера одеваться, представлять себя на публике, а не какие-то врожденные качества, определяют гендерную идентичность. Человека на улице мгновенно относят к тому или иному гендеру по внешнему виду, а любая путаница может вызвать недоразумение или даже агрессию. Это ярко заметно, когда женщина критикуется за короткую стрижку или занятие боксом. По традиционалистским представлениям, гендеров только два, они неотделимы от врожденного пола и имеют четкие неизменные признаки: для женщин выражена феминность и пассивность, для мужчин – маскулинность и активность. По Батлеру, бороться с этим можно пародией: переиначивать всем известные признаки мужчин или женщин, играть с ними, меняться ролями, так косвенно высмеивая устаревшую патриархальную систему и разрушая ее изнутри.
Это хорошо заметно в клипах и выступлениях Måneskin. В видео I Wanna Be Your Slave , вышедшем в июле этого года, наблюдаем явление, которое в литературе называют gender bending – расшатывание гендерных границ, перемешивание атрибутов обоих гендеров. Это может иметь несколько комический эффект. Обычно выросшим на бинарном восприятии маскулинного и феминного сначала бывает сложно воспринять мужчину в «женском» нижнем, еще и в «доминантной» позиции, то есть в такой, где он демонстрирует силу и лидерскую позицию. Это размывает гендерные коды в одежде, а также разрушает представление о том, что мужчина-лидер группы должен быть грубым и маскулинным. Солист группы Дамиано Давид повторил этот трюк минимум дважды: в уже упомянутом клипе и недавнем выступлении в Швеции.
В свежем клипе Mammamia заметна также насмешка над токсичной маскулинностью. То, что раньше могло считаться крутым поведением для мужчины (приставание к женщинам, менсплейнинг, отнятие чужой сигареты) высмеяно, а все делающий Дамиано заметно раздражает остальную группу. Другие участники дают понять, что им такое грубое поведение не нравится, а для того чтобы быть рок-музыкантом, необязательно токсично себя вести.
Отдельного внимания заслуживает басистка группы Виктория Де Анджелис. Она органически дополняет эксперименты с женским примером.
Во-первых, она является равноправной участницей группы, где во время взаимодействия с другими музыкантами ее пол никак не подчеркивается. Это не ново, однако хорошо обозначает неактуальность ранее распространенной в рок-культуре женской объективации. Виктория носит одежду, соответствующую стилю остальных участников, часто это оверсайз-костюмы.
Во-вторых, басистка расширяет гендерные границы, свойственные женщинам в рок-музыке. Знаковым выступлением можно считать концерт в Париже, где Виктория сняла всю одежду выше пояса, только прикрывая соски скотчем. Для мужчин бегать на сцене с голым торсом уже полвека считается нормой, в то время как для женщин это до сих пор вызов.
Сексуальные идентичности равны между собой
Стирая грани между гендерами, Måneskin одновременно разнообразят варианты сексуальности. Этим они как бы подчеркивают, что старые гетеросексуальные шаблоны уже неактуальны, важно учитывать разный опыт и разные идентичности. Если для ранних глэм-рокеров существовала господствующая гетеросексуальная и экзотическая квир- и дрэг-культура, то для современных – возможности самовыражения безграничны, а сексуальные идентичности равны между собой.
В группе двое негетеросексуальных людей: Виктория – открытая бисексуалка , а барабанщик Итан называет себя «сексуально свободным». В клипах Виктория, по меньшей мере дважды целуется с женщинами, в клипе I Wanna Be Your Slave видим поцелуй Итана и Дамиано, также они целовались на Евровидении.
Уже упомянутый клип снят так, что мы постепенно перестаем отличать, кто с кем обнимается и где чьи части тела. Одежда у участников похожа между собой, порой одинаковая. Создается впечатление, что они им обмениваются – такие приемы вообще стирают разницу между гетеро- и гомо-, создавая одну большую манифестацию секс-позитивности, независимой от гендера или сексуальной идентичности. Квир-культура здесь равноправна и не менее ценна во многих своих проявлениях; ее не экзотизируют и не используют как дополнительный способ выражения гетеросексуалов.
В текстах Måneskin часто звучит тема иначе: именно она является основным мотивом песни Zitti e Buoni, принесшей победу на Евровидении. Комментируя свои треки, музыканты говорят о том, что все люди разные: с разными предпочтениями и потребностями, которых порой могут стесняться из-за якобы «неприемлемости» в социуме.
Именно в инклюзивности, уважении к другому и разнообразию кроется феномен нового бунтарства, возглавляемого в рок-музыке Måneskin. Скорее всего, они не революционеры, а маркеры своего времени и поколения. Они символизируют приход новых ценностей, которые, несмотря на этичность, по-прежнему многим кажутся неприемлемыми и разрушительными. Но из всей истории рок-н-ролла известно, что новые поколения артистов всегда бросали вызов всему отжившему себя старому.