«А ну расступились, мы трахаться идём!» — обзор шведской queer-неоклассики, фильма Лукаса Модиссона «Ё***ный Омоль» / «Покажи мне любовь»
«А ну расступились, мы трахаться идём!» — обзор шведской queer-неоклассики, фильма Лукаса Модиссона «Ё***ный Омоль» / «Покажи мне любовь»
Сюжет
15-летняя Агнес живёт с родителями и маленьким братом в городке Омоль. Она любит девочку из параллельного класса Элин и мечтает о взаимном чувстве. Но Элин, снискавшая у ребят ничем не оправданную репутацию «самой раскрепощённой», даже не замечает Агнес. Элин изнывает от скуки и беспросветности «ё***ного Омоля» и мечтает вырваться в Стокгольм, чтобы стать моделью или психологом. Случайно попав к Агнес на день рождения, Элин в сиюминутном бунтарском порыве целует её в губы. Между ними завязывается дружба, хотя в школе давно бродят слухи о лесбийских наклонностях Агнес, а за Элин настойчиво ухаживает старшеклассник Юхан…
Истоки
Режиссёрский дебют 29-летнего Лукаса Модиссона «Ё***ный Омоль», получивший для англоязычного проката заглавие «Покажи мне любовь» (по строчке из песни молодой шведской певицы Робин), имел широкий успех и сразу же вызвал сопоставления с целым рядом шведских кинопроизведений о тинейджерах разных эпох и поколений.
Рецензенты отмечали переклички с такими лентами, как «Шведская история любви» Роя Андерссона, «Остров детей» Кая Поллака и «Моя собачья жизнь» Лассе Халльстрёма. В частности то, что «подростки – тоже люди со своими тонкими чувствами».
«Ё***ный Омоль» выгодно дополняет «портрет шведской молодёжи» тем, что главные героини, ещё не достигнув совершеннолетия, вполне определились с сексуальной ориентацией и, что важно, не старались переломить себя в следовании закоснелым нормам и правилам социума.
Новаторство и манифест
В этом и состояло новаторство картины Лукаса Модиссона. Лишь спустя 8-10 лет на экранах Швеции стали появляться фильмы, затрагивающие проблемы ЛГБТК-сообщества: драмеди «Патрик 1,5» (2008) Эллы Лемхаген, повествующей о гей-семье и конфликте поколений; комедия «Прекрасное ужасное Рождество» (2015) Хелены Бергстрём о гей-паре, отмечающей Сочельник с родственниками; и, разумеется, телевизионный мини-сериал «Никогда не вытирайте слёзы без перчаток» (2012) Симона Кайзера, впервые поднявший в шведском кино проблему СПИДа.
Лукас Модиссон отнюдь не старается смущать или эпатировать зрителя. Все события поданы столь буднично и однообразно, при помощи ручной камеры, «рваного» монтажа, сверхкрупных планов и постоянно мелькающих в кадре спин, ног, затылков, что возникает ощущение документальности.
Модиссон укореняет историю в реальности и заставляет отнестись к ней, как к расхожему явлению: девочка-подросток любит/вожделеет девочку-подростка. И отличная кульминационная сцена носит характер настоящего манифеста – героини появляются в обнимку перед толпой улюлюкающих школьных зевак и радостно восклицают: «А ну расступились, мы трахаться идём!».
Влияние
Фильм «Ё***ный Омоль» / «Покажи мне любовь» в ряде стран (Великобритании, Дании, Германии) рекомендован или включён для использования в школьной программе. Это подтверждает то, что в замысле Лукаса Модиссона не было явного расчёта на сенсационность. Жаль, что в своих последующих работах автор зачастую скатывался к конъюктуре, натурализму, спекулятивности, авангарду, типично экспортному кино и почти утратил силу художественного высказывания.
Месседж
Переменчивость, порывистость, страстность молодого поколения, ещё не изуродованного интернетом и мобильными устройствами, Модиссон передаёт с мягким, порой чуть скабрёзным, юмором, но без откровенного цинизма и злобы. Для него не очень-то важно, какими герои станут через …дцать лет, реализуют ли свои мечты, не погрязнут ли в каждодневной рутине. Главное – присутствие близкого и любимого человека. Вот тогда и обретёшь тихое человеческое счастье, даже в таком захолустном городишке, как fucking Омоль.
Основные награды и номинации.
1999
Шведская киноакадемия, «Золотой жук» (Guldbagge).
Премии:
лучший фильм 1998 года – продюсер Ларс Йонссон (Lars Jönsson);
лучший режиссёр – реж. Лукас Модиссон (Lukas Moodysson);
лучшая актриса в главной роли – Ребекка Лильеберг и Александра Дальстрём (Rebecka Liljeberg, Alexandra Dahlström),
лучший сценарий – реж. Лукас Модиссон;
номинации: лучший актёр 2-го плана – Ральф Карлссон (Ralph Carlsson).
Европейская киноакадемия.
Номинация: лучший европейский фильм – продюсер Ларс Йонссон.
Берлин (МКФ; Германия)
Приз гомосексуального жюри «Тедди» (Teddy) – лучший фильм;
приз программы «Панорама» – Лукас Модиссон.
Гент (МКФ; Нидерланды).
Приз студенческого жюри – Лукас Модиссон.
Карловы-Вары (МКФ; Чехия).
Специальный приз жюри,
приз зрительских симпатий,
приз «Дон Кихот».
«Молодість» / «Молодость» (МКФ; Киев).
Премии: лучший полнометражный игровой фильм;
приз ФИПРЕССИ;
приз молодёжного жюри за лучший полнометражный игровой фильм.
«Аманда» (Amandaprisen), Норвегия; награда, вручаемая в рамках ежегодного норвежского МКФ, г. Хёугессун.
Премия: лучший зарубежный игровой фильм – реж. Лукас Модиссон;
номинация: лучший нордический игровой фильм – реж. Лукас Модиссон.
2000
«Бодил» (Bodil), Дания (приз кинокритиков).
Номинация: лучший неамериканский фильм.
Роттердам (МКФ, Нидерланды).
Приз «Зона кино» – Лукас Модиссон.
Виталий Гирон, специально для gpress.info.