«А ну расступились, мы трахаться идём!» — обзор шведской queer-неоклассики, фильма Лукаса Модиссона «Ё***ный Омоль» / «Покажи мне любовь»

время чтения: 3 мин

«А ну расступились, мы трахаться идём!» — обзор шведской queer-неоклассики, фильма Лукаса Модиссона «Ё***ный Омоль» / «Покажи мне любовь»

Сюжет

15-летняя Агнес живёт с родителями и маленьким братом в городке Омоль. Она любит девочку из параллельного класса Элин и мечтает о взаимном чувстве. Но Элин, снискавшая у ребят ничем не оправданную репутацию «самой раскрепощённой», даже не замечает Агнес. Элин изнывает от скуки и беспросветности «ё***ного Омоля» и мечтает вырваться в Стокгольм, чтобы стать моделью или психологом. Случайно попав к Агнес на день рождения, Элин в сиюминутном бунтарском порыве целует её в губы. Между ними завязывается дружба, хотя в школе давно бродят слухи о лесбийских наклонностях Агнес, а за Элин настойчиво ухаживает старшеклассник Юхан…

«А ну расступились, мы трахаться идём!» - обзор шведской queer-неоклассики, фильма Лукаса Модиссона «Ё***ный Омоль» / «Покажи мне любовь»

Постер

Истоки

Режиссёрский дебют 29-летнего Лукаса Модиссона «Ё***ный Омоль», получивший для англоязычного проката заглавие «Покажи мне любовь» (по строчке из песни молодой шведской певицы Робин), имел широкий успех и сразу же вызвал сопоставления с целым рядом шведских кинопроизведений о тинейджерах разных эпох и поколений.

Рецензенты отмечали переклички с такими лентами, как «Шведская история любви» Роя Андерссона, «Остров детей» Кая Поллака и «Моя собачья жизнь» Лассе Халльстрёма. В частности то, что «подростки – тоже люди со своими тонкими чувствами».

 

«Ё***ный Омоль» выгодно дополняет «портрет шведской молодёжи» тем, что главные героини, ещё не достигнув совершеннолетия, вполне определились с сексуальной ориентацией и, что важно, не старались переломить себя в следовании закоснелым нормам и правилам социума.

«А ну расступились, мы трахаться идём!» - обзор шведской queer-неоклассики, фильма Лукаса Модиссона «Ё***ный Омоль» / «Покажи мне любовь»

Александра Дальстрём (слева) и Ребекка Лильеберг

Новаторство и манифест

В этом и состояло новаторство картины Лукаса Модиссона. Лишь спустя 8-10 лет на экранах Швеции стали появляться фильмы, затрагивающие проблемы ЛГБТК-сообщества: драмеди «Патрик 1,5» (2008) Эллы Лемхаген, повествующей о гей-семье и конфликте поколений; комедия «Прекрасное ужасное Рождество» (2015) Хелены Бергстрём о гей-паре, отмечающей Сочельник с родственниками; и, разумеется, телевизионный мини-сериал «Никогда не вытирайте слёзы без перчаток» (2012) Симона Кайзера, впервые поднявший в шведском кино проблему СПИДа.

Лукас Модиссон отнюдь не старается смущать или эпатировать зрителя. Все события поданы столь буднично и однообразно, при помощи ручной камеры, «рваного» монтажа, сверхкрупных планов и постоянно мелькающих в кадре спин, ног, затылков, что возникает ощущение документальности.

Модиссон укореняет историю в реальности и заставляет отнестись к ней, как к расхожему явлению: девочка-подросток любит/вожделеет девочку-подростка. И отличная кульминационная сцена носит характер настоящего манифеста – героини появляются в обнимку перед толпой улюлюкающих школьных зевак и радостно восклицают: «А ну расступились, мы трахаться идём!».

«А ну расступились, мы трахаться идём!» - обзор шведской queer-неоклассики, фильма Лукаса Модиссона «Ё***ный Омоль» / «Покажи мне любовь»

Ребекка Лильеберг (слева) и Александра Дальстрём

Влияние

Фильм «Ё***ный Омоль» / «Покажи мне любовь» в ряде стран (Великобритании, Дании, Германии) рекомендован или включён для использования в школьной программе. Это подтверждает то, что в замысле Лукаса Модиссона не было явного расчёта на сенсационность. Жаль, что в своих последующих работах автор зачастую скатывался к конъюктуре, натурализму, спекулятивности, авангарду, типично экспортному кино и почти утратил силу художественного высказывания.

Месседж

Переменчивость, порывистость, страстность молодого поколения, ещё не изуродованного интернетом и мобильными устройствами, Модиссон передаёт с мягким, порой чуть скабрёзным, юмором, но без откровенного цинизма и злобы. Для него не очень-то важно, какими герои станут через …дцать лет, реализуют ли свои мечты, не погрязнут ли в каждодневной рутине. Главное – присутствие близкого и любимого человека. Вот тогда и обретёшь тихое человеческое счастье, даже в таком захолустном городишке, как fucking Омоль.

 

Основные награды и номинации.

 

1999

Шведская киноакадемия, «Золотой жук» (Guldbagge).

Премии:

лучший фильм 1998 года – продюсер Ларс Йонссон (Lars Jönsson);

лучший режиссёр – реж. Лукас Модиссон (Lukas Moodysson);

лучшая актриса в главной роли – Ребекка Лильеберг и Александра Дальстрём (Rebecka Liljeberg, Alexandra Dahlström),

лучший сценарий – реж. Лукас Модиссон;

номинации: лучший актёр 2-го плана – Ральф Карлссон (Ralph Carlsson).

 

Европейская киноакадемия.

Номинация: лучший европейский фильм – продюсер Ларс Йонссон.

 

Берлин (МКФ; Германия)

Приз гомосексуального жюри «Тедди» (Teddy) – лучший фильм;

приз программы «Панорама» – Лукас Модиссон.

 

Гент (МКФ; Нидерланды).

Приз студенческого жюри – Лукас Модиссон.

 

Карловы-Вары (МКФ; Чехия).

Специальный приз жюри,

приз зрительских симпатий,

приз «Дон Кихот».

 

«Молодість» / «Молодость» (МКФ; Киев).

Премии: лучший полнометражный игровой фильм;

приз ФИПРЕССИ;

приз молодёжного жюри за лучший полнометражный игровой фильм.

 

«Аманда» (Amandaprisen), Норвегия; награда, вручаемая в рамках ежегодного норвежского МКФ, г. Хёугессун.

Премия: лучший зарубежный игровой фильм – реж. Лукас Модиссон;

номинация: лучший нордический игровой фильм – реж. Лукас Модиссон.

 

2000

«Бодил» (Bodil), Дания (приз кинокритиков).

Номинация: лучший неамериканский фильм.

 

Роттердам (МКФ, Нидерланды).

Приз «Зона кино» – Лукас Модиссон.

 

Виталий Гирон, специально для gpress.info.