Андреас Люндстедт
Андреас Люндстедт (род. 1972) – популярный шведский певец, музыкант, хореограф, актёр, телеведущий, открытый гей.
Начал карьеру в подростковом возрасте в группе «Stage Four». В 1992-95 гг. изучал танцевальное искусство в Нью-Йорке. В 1998 г. стал одним из основателей нью-диско-группы «Alcazar».
Ещё будучи фронтменом «Alcazar», стал выступать сольно. В 2001 году совершил coming out. В декабре 2007-го подтвердил, что является ВИЧ-положительным. В 2012-м выпустил автобиографию «Моя позитивная жизнь» («Mitt positiva liv»). В 2020-м женился на шведском певце и музыканте Даниэле Мицояннисе.
О «Melodifestivalen» и «Евровидении»
Андреас Люндстедт неоднократно участвовал в национальном конкурсе «Melodifestivalen». Это популярное шоу определяет представителя Швеции на международном конкурсе песни «Евровидение». Люндстедт участвовал 9 раз, как сольно, так и в составе группы «Alcazar», но никогда не добивался первого места. Однако многие его песни становились хитами в Швеции и за её пределами.
– Я обязан «Melodifestivalen» почти всем в моей карьере. Он дал мне огромную платформу, возможность быть увиденным по телевидению таким количеством людей. Эти потрясающие музыкальные фестивали – главное окно для артистов.
– Мы верили, что каждая из песен «Alcazar» прекрасно подойдёт для «Евровидения». Что касается соло-песен, я не смел даже мечтать, что поеду с ними на «Евровидение». Это лучший музыкальный фестиваль в мире, и одно только участие – прекрасная реклама для песни, отличный способ увеличить её шансы стать хитом, попасть на радио и, конечно же, заработать на жизнь. Победа – не самое главное!
В 2006-м Андреас Люндстедт всё же выступил на «Евровидении» от Швейцарии в составе специально образованной группы «six4one» с песней «If We All Give a Little» («Если каждый сделает немного»).
– Это произошло, когда «Alcazar» временно распалась. Мы не были врагами, просто устали друг от друга. Я тогда участвовал в мюзикле «Лихорадка субботнего вечера» в Стокгольме, играл роль Джона Траволты. И тут моему менеджеру позвонили помощники Ральфа Зигеля [немецкий композитор и продюсер, ветеран «Евровидения»]. Они хотели найти представителей шести разных национальностей в одной группе, различных цветов кожи кожи, половой принадлежности и всё такое, чтобы проповедовать мир и единство.
Однако композиция группы оказалась лишь на 17-м месте.
– Мне очень понравился посыл: не каждый может сделать всё, но каждый может сделать немного. Чтобы сделать мир лучше. Так что сперва я обратил внимание на текст. Я даже подумал, что эта песня опоздала лет на 10-20… Хотя такие песни могут быть актуальны в любое время.
ВИЧ
Андреас Люндстедт стал первым представителем шведского шоу-бизнеса, публично признавшим свой ВИЧ-статус. О своём недуге он впервые рассказал шведскому гей-журналу «QX» в декабре 2007 года. Интервью опубликовано в январе 2008-го.
– Я устал от слухов о самом себе, но только сейчас созрел для такого заявления. Будь я простым человеком, то не обязан был бы делиться со всем шведским народом своими секретами. Но, как популярный артист, – я на виду, и от меня все ждут всяческих признаний.
– Я несколько лет выступал на «радужных» мессах в церкви, помогал в проведении Всемирного дня борьбы со СПИДом. Много раз я хотел встать и сказать: «У меня тоже ВИЧ». Я знаю, в моём бизнесе достаточно ВИЧ-положительных, и жаль, что на эту тему наложен запрет. Об этом почти не говорят. Это как один из моих друзей, который недавно сказал: «Я думал, что ВИЧ только у детей в Африке бывает».
– Я должен «поднять знамя» Сигстена Херргорда [известный шведский модельер]. C момента его смерти в 1989 году у нас, в Швеции, не было ни одного знаменитого человека, который бы официально признал, что у него ВИЧ. Никто не осмеливается. Я хочу показать, что не обязательно выглядеть больным, если у тебя вирус. Можно прекрасно выглядеть и быть преуспевающим человеком, и я надеюсь, что я смогу вдохновить других на признания.
– Я безумно благодарен судьбе за то, что я живу в XXI веке, а не в 1980-е годы, и что я живу в Швеции. В одной телепередаче парень показывал, сколько ему приходится пить лекарств. Мне повезло. И мой вирус, похоже, достаточно «добрый» и не такой агрессивный, как у некоторых.
– Поскольку я знаменит, [в больнице] я скрываюсь. Мне здоровски помогает персонал. У меня замечательная медсестра. Она со мной с первого дня. Прежде чем прийти в больницу, я звоню, и она следит, чтобы в коридоре никого не было. Однажды, когда я собирался уходить, она сказала: «Извини, тебе придется подождать – сейчас по коридору идёт ещё одна знаменитость». Мне, конечно, было любопытно, но, с другой стороны, приятно, что я не один такой.
– [До того момента] я, правда, немного позанимался «саморазрушением». Пропадал на вечеринках и пробовал различные наркотики. Конечно, это было плохо. Я думаю, я пытался убежать от проблемы. Но я достаточно быстро понял, что наркотики ничего не решат. Наркотики – это короткое и приятное дерьмо.
Моя позитивная гей- и ВИЧ-жизнь
Своё «саморазрушение» Андреас Люндстедт, при помощи независимого журналиста Сесилии Бланкерс, подробно описал в автобиографии «Моя позитивная жизнь» («Mitt positiva liv»), вышедшей в 2012 году.
Многие рецензенты сравнивают «Мою позитивную жизнь» с романом Юнаса Гарделя «Никогда не вытирайте слёзы без перчаток». Но сравнения по большей части не в пользу Люндстедта. Книга получила неоднозначные оценки и отзывы из-за своей «однобокой, избирательной правды».
Например, Нина Рутстрём, известная феминистка и член редколлегии крупнейшего литературного онлайн-журнала в Швеции «LitteraturMagazinet», в своём обзоре не скрывала недовольства:
«Андреас охотно подтвердил мои опасения: он не только вспыльчив, он настоящий «диско-придурок» с одним девизом: ежесекундно получать удовольствие. Его легкомысленный, детский облик, отбрасывающий всякую серьёзность, довольно быстро начинает раздражать. Его позёрство – безусловно, защитный механизм, а наркотики – в некотором роде побег от реальности.
Я пытаюсь представить, каково это, когда тебя презирают, как гея и ВИЧ-инфицированного. В книге ничего не говорится об этом негативном опыте. Андреас никогда не упоминает о важности использования презерватива. А ведь это очень важно, если у тебя ВИЧ, верно?
Зато мне понравилось, что Андреас начал свою историю с планирования собственных похорон. Или как подробно рассказал об успехе группы «Alcazar», когда голос ВИЧ-Стины [воображаемый двойник Люндстедта, по собственным словам – «его тёмный попутчик, его ВИЧ, его жизнь»] шипел на него из зеркального отражения: «Ты отвратный ё***ный мешок со СПИДом! И как ты умудрился так вляпаться? Я возьму тебя, я убью тебя! Ты же знаешь, чёртова спидозная свинья!»
Мне не хватает анализа и глубины – того, как мы фокусируемся на сиюминутном, не думая, что можем быть совершенно беззащитными, если случится что-то тревожное. Андреасу понятно, что если он не счастливый, игривый гей, то он – никто. Пока же ему не хватает смелости быть совсем серьёзным».
Несколько цитат из книги:
«Мои юношеские приключения в Нью-Йорке [в начале 90-х] всегда были приправлены кокаином и марихуаной. Однако моя наркозависимость стала расти лишь, когда я узнал о своём диагнозе»
«Я принимал кокаин прямо в телеэфире. Об этом никто, кроме меня, не знал. Я чувствовал себя ростом с дом и никак не мог решить, правда это или нет»
«Дома, в Стокгольме, наркотики стали частью моей жизни. Официанты из Стуреплана [площадь в центре Стокгольма, дорогое и модное место], парни из клубов, журналисты – все тусовались в моей гостиной и нюхали кокаин. На первый взгляд я был мировой знаменитостью, а на деле – законченным наркоманом»
«Я грохнулся в обморок в ванной на вилле под Стокгольмом и пришёл в себя, когда на меня вылили с полведра воды. Однако в 2005-м я был вынужден уйти с мюзикла «Лихорадка субботнего вечера», когда во время репетиций врезался в стену»
«Я много раз приходил на выступления под кайфом. Странно, что никто этого не замечал. Я засыпал во время гримирования, но сцене был бодрячком»
«ВИЧ-Стина показывала своё уродливое лицо всякий раз, когда принимала таблетки и видела себя в зеркале. Это было невыносимо, и я стал искать вечеринки и наркотики. Тогда я был счастлив и весел, но в одиночестве меня вновь посещали мрачные мысли»
«У меня не было проблем с тем, что я – гей, мой дядя был геем. Когда меня, десятидневного, осматривала бабушка, она воскликнула: «Он будет таким!». И с того момента мама одевала меня только в розовые спортивные костюмы».
О гей-супружестве и сегодняшней жизни
– Через пару месяцев знакомства я почувствовал, что хочу жениться на Даниэле, – сказал Андреас Люндстедт тому же шведскому гей-журналу «QX» в июне 2020-го. – Мой разум твердил: подожди, пусть пройдёт время. А вот когда мы весной оба заболели «короной», лежим, значит, вместе, задыхаемся и думаем: «А почему бы нам не пожениться?». Так легко принимать эти вещи, как должное. Ведь умереть можно в любой момент. Вот мы и решили пожениться, когда оба будем здоровы.
С января 2020 года Андреас Люндстедт и его спутник жизни Даниэль Мицояннис проживают в Греции. В интервью шведскому радиоведущему Эмилю Лёфстрёму весной 2021-го Люнстедт сказал следующее:
– Прошла самая короткая зима в моей жизни. Потому что я швед. В Швеции ведь обычно в октябре рано темнеет и темно вплоть до марта. И холодно. А тут у нас 3-4 холодных недели – плюс 4-5 градусов, то есть никогда не уходит в минус. Но сейчас [пропевает] весна пришла. И сейчас 19 градусов. У нас по-прежнему локдаун, это немного огорчает, но мы с моим супругом решили не хандрить. Мы стараемся занимать себя различными проектами – сейчас строим студию, чтобы создавать музыку и записывать самих себя. Вот это наш большой проект – маленькая студия здесь, в Греции. Так что живём мы хорошо!
Участие на «Melodifestivalen».
1996, соло – «Driver Dagg Faller Regn» («Выступает роса, капает дождь»);
1997, соло – «Jag Saknar Dig, Jag Saknar Dig» («Я скучаю по тебе, я скучаю по тебе»);
2003, гр. «Alcazar» – «Not a Sinner, Nor a Saint» («Не грешник, не святой»);
2005, гр. «Alcazar» – «Alcastar» («Алкастар»);
2007, соло – «Move» («Двигайся»);
2009, гр. «Alcazar» – «Stay the Night» («Останься на ночь»);
2010, гр. «Alcazar» – «Headlines» («Заголовки»);
2012, соло – «Aldrig Aldrig» («Никогда-никогда»): выступление и клип
2014, гр. «Alcazar» – «Blame It on the Disco» («Во всём вини дискотеку»).
Участие в международном конкурсе песни «Евровидение».
2006, гр. «six4one» – «If We All Give A Little» («Если каждый сделает немного»):
Андреас Люндстедт в программе «Let’s Dance».
Виталий Гирон, специально для gpress.info
Также по теме: Активисты предлагают прописать в Конституции Беларуси запрет на пропаганду ЛГБТ