Гомофобия как политический инструмент. Новые формы языка вражды в белорусских медиа

время чтения: 5 мин

Гомофобия со страниц медиа стала, к сожалению, повсеместным явлением. Правозащитная инициатива “Журналисты за толерантность” продолжает проводить мониторинг использования языка вражды в отношении ЛГБТК в белорусских медиа. Это действительно тяжелая работа: анализировать публикации, пропитанные враждой и ненавистью буквально вредно для психики. Тем более важным становится разговор о результатах этой работы. Ведь они показывают новые, пугающие тренды.

Гомофобия и в два раза больше ненависти

Мониторинг языка вражды в медиа проводится каждый квартал уже несколько лет подряд. Команда волонтеров находит и анализирует публикации белорусских медиа, в которых затрагиваются интересы уязвимых групп. В том числе ЛГБТК-сообщества.

Каждый материал оценивают по нескольким пунктам: насколько общая тональность подачи информации нейтральна, какие выражения использует автор и так далее. По этим данным можно оценить общую динамику в медиаполе страны и сделать выводы.

Сооснователь “Журналистов за толерантностьОлег Рожков говорит, что последние несколько мониторингов показывают неприятное, хоть и довольно объяснимое явление:

— Можно говорить о том, что за последние два года негативные тренды в белорусских медиа только усиливаются с каждым кварталом. Растет количество материалов, которые содержат некорректную лексику и стигматизирующие стереотипы. Не обходится и без языка вражды, причем во все более жесткой форме. Вплоть до прямых призывов к дискриминации и насилию. 

Если в 2020-м году примерно 10% публикаций на тему ЛГБТК содержали маркеры языка вражды, то в 2021-м таких публикаций было 24%.

Рост в 2,5 раза, это много. И мы видим развитие этого тренда, в 2022-м доля некорректных материалов может быть еще выше. 

Олег Рожков

Олег Рожков

Язык вражды стал чаще присутствовать в публикациях по нескольким причинам. Во-первых, массовое уничтожение редакций независимых медиа в Беларуси привело к тому, что они стали намного меньше писать. 

Учитывая текущую ситуацию в Беларуси, редакции распределяют силы в сторону общественно-политической тематики и просто не пишут об ЛГБТК. Поэтому в общей массе материалов большую долю заняли «произведения» государственных медиа. Практически все из них содержат маркеры языка вражды.

Давайте для примера рассмотрим два материала, которые упоминают гомосексуальных мужчин. Оба они вышли в четвертом квартале 2021-го года. Одно из опубликовало независимое “Европейское радио для Беларуси”, второе опубликовал провластный “Спутник”.

Материал Среди тех, кто бежит из Ирака в Беларусь, — геи, которым на родине грозит смерть выдержан в нейтральном тоне. Автор передает важную информацию мотивах части беженцев, желающих попасть в Европу через Беларусь.

Лексика материала корректная, уничижений и языка вражды автор не использует. А вот на подробное описание мотивов бегства геев и лесбиянок не скупится. Особенно трогает история мужчины, который смог пробраться в Европу, но теперь вынужден прятаться от родственников: они тоже  приехали в Евросоюз, чтобы его убить.

Этот материал написан на пике миграционного кризиса, когда события на границе польши и Беларуси не сходили с первых полос мировых СМИ. Журналист открывает читателям новые грани этого сюжета.

Совсем по-другому выглядит материал Население планеты хотят сократить? Политолог о жутком плане мировых элит. Он с прямо с заголовка нагнетает истерию. План элит как источник в материале не показан никак, но он точно “жуткий”.

В тексте же собирательные “либеральные ценности” прямо связаны с этим самым планом по “утилизации” населения Земли. Мол геи не размножаются и благодаря этому на земле станет меньше людей. Все это нужно, чтобы избежать глобальной экологической катастрофы.

Весь текст пропитан уничижительной лексикой и просто обманом читателя. Автор пишет, что “новые ценности — аборты, ЛГБТ, всевозможные извращения”. Взять комментарий у тех, кто эти ценности защищает, автор не удосужился.

Разжигание розни проходит красной нитью через весь текст: тут и ненависть к элитам, которые якобы хотят уничтожить миллиарды людей для своей райской жизни на земле. И ненависть к ЛГБТК-людям, которые погрязли в пороке и отравляют жизнь детям. и даже критике зеленой энергетики место нашлось. Она, якобы, лишит миллиарды людей работы. Рациональные доводы в пользу этих утверждений? Нет, только мнение одного спикера.

Увидеть в материале какую-либо привязку к актуальной новостной повестке не получится. Вот просто захотели рассказать о жутком ЛГБТ-заговоре и рассказали. И подобных примеров в провластных медиа можно найти много.

Они во многом похожи друг на друга и воспроизводят одни и те же стереотипы и мессенджи: либеральные ценности чужды русскому обществу, любая сексуальность кроме “традиционной” разврат и путь к гибели человечества, а еще геи навязывают свою ориентацию детям ради того, чтобы стало больше геев. То есть используют тематику борьбы за права уязвимых групп как некую страшилку.

Гомофобия как политический инструмент

Дискредитация через ориентацию

Подобные мысли в текстах встречались и три, и пять лет назад. Все очень похоже, вплоть до оборотов речи. Но есть тенденция последнего года, которая получила куда более широкое распространение.

— Провластные медиа активно используют признаки сексуальной ориентации и гендерной идентичности для дискредитации своих политических, идеологических оппонентов. 

Пропагандисты пытаются играть эту карту, используя гомофобные настроения в обществе. Это всячески демонстрируется во всех медиаканалах пропагандистов, от телевизора, до телеграм-каналов. 

Такая риторика присутствовала и раньше, но настолько массовым явлением она не была. И точно не позволяли себе быть настолько некорректными флагманы белорусской пропаганды, такие как БТ, ОНТ, СБ. 

Можно предположить, что есть государственный заказ на то, чтобы спекулировать вокруг темы сексуальной ориентации и гендерной идентичности для того, чтобы очернять оппонентов. 

Это довольно расхожая на постсоветском пространстве тактика. Она предполагает шейминг любых сексуальных практик и всех людей, отличных от строго патриархального гетеронормативного «стандарта».

Например, прогосударственные телеграм-каналы, такие как «Желтые сливы», регулярно публикуют кадры оперативной сьемки, на которых запечатлены якобы найденные при обысках у активистов секс-игрушки. Часто они сняты вместе с бчб-атрибутикой.

При этом прямой привязки к сексуальной ориентации такие публикации не содержат. По мнению авторов, просто демонстрация секс-игрушек уже должна очернять человека. Будто это нечто крамольное.

То есть, в логике пропаганды, если оппонент — представитель ЛГБТК-сообщества или использует какие-либо сексуальные практики, не попадающие в понятие “традиционных” и “моральных”, то он плохой человек и слушать его не надо. Надо бить и сажать в тюрьму.

Интересный нюанс в сюжете с секс-игрушками: люди, у которых производился обыск с фотографированием игрушек, заявляют, что игрушки им не принадлежат. Их принесли с собой милиционеры.

Если говорить о лексике провластных телеграм-каналов, то она подчеркнуто низменная и уничижительная. Авторы постов в этих каналах в принципе не говорят о своих оппонентах без оскорблений. У них существует только “Гейропа” и “змагары”, никакой Европы и демократических сил.

Проблема в том, что градус вражды и ненависти в риторике этих каналов просто зашкаливает. Если на главных телеканалах и газетах действовали хоть какие то этические ограничения, то авторы телеграм-каналов их напрочь лишены.

Авторы телеграм-каналов не брезгуют аутингом, с удовольствием унижают женщин и в целом не называют своих оппонентов без уничижения. Даже публикация чужих эротических фото для них — ок.

Из этических соображений мы не приводим примеры постов из провластных телеграм-каналов. Они не содержат в себе ничего, кроме оскорблений всех несогласных и глумления над униженными оппонентами.

Настораживает в этом только аудитория этих каналов. Суммарно она составляет несколько сот тысяч человек. Весьма много для подобного контента.

Сто процентов, аудитория белорусской пропаганды расширяется. Мне кажется, пропагандисты сделали работу над ошибками и пошли в интернет достаточно активно. Провластные телеграм-каналы появились в изобилии и аудитория у них достаточно внушительная. Помогает менее официальная подача и молодежный сленг.

Позитивный пример

Ситуация с языком вражды может меняться не только в худшую сторону. За историю мониторингов были кейсы когда медиа становилось заметно лучше в освещении тематики уязвимых групп. Вот один из самых свежих:

Яркий пример Kyky.org. Раньше они стабильно занимали позиции в нашем антирейтинге как СМИ, которое использует очень много некорректной, сниженной лексики и языка вражды ко многим группам, в том числе к ЛГБТК. Довольно «желтые» материалы у них были. 

Потом сменился редактор и чувствительные темы стали освящать совсем по-другому. В течение года Kyky.org получило одно из призовых мест в нашем рейтинге лучших анти дискриминационных материалов. Вот такой скачок.

И такие случаи происходят, медиа принимают в качестве своей ценности корректное освещение темы уязвимых групп. И осознанно принимают решение не разжигать ненависть, а наоборот, работать на создание более инклюзивного общества.