Вне правового поля. Как права ЛГБТК+ не соблюдаются в законах Беларуси?
ЛГБТК+ люди для законов Беларуси практически не существуют. Понятие «брак» в белорусском законодательстве — это союз мужчины и женщины. Институт такого союза – гетеронормативен.
В случае бытовых вопросов или чрезвычайных ситуаций, воспитания детей, тяжелого заболевания одного из партнеров (ок) ЛГБТК+ пары никак не защищены.
В 2015 году от остановки сердца умер гей Михаил Пищевский из-за жесткого избиения случайным прохожим на почве гомофобии после гей-вечеринки. Мужчина попал в больницу уже в коме, ему удалили пятую часть мозга, в медучреждении он провел полтора года до своей смерти.
Врачебная дилемма для ЛГБТК+
Чтобы ухаживать за пострадавшим Михаилом, его бывший партнер приходил в больницу в качестве «брата». В Беларуси однополые браки не поддерживаются законом и в случае нахождения в реанимации одного (ой) из партнёров (ок), у второго (ой) нет оснований находиться рядом с человеком, с которым они по сути является семьёй. Пары вынужденно создают легенду. И хорошо, если она сработает. А что, если нет?
Врачи из Беларуси, которые решили остаться инкогнито, говорят, что многие, попав в больницу, скрывают свои отношения, чтобы избежать возможной гомофобии и консервативных взглядов в обществе.
— С такой ситуацией я сам не встречался, как и не слышал о подобном от моих коллег, работающих в других больницах, — комментирует ситуацию белорусский врач Олег (имя изменено).
— Объяснить это можно только тем, что сами партнеры не признаются в своих отношениях, понимая, что и врачебное сообщество в Беларуси настолько же консервативное в плане сексуальных меньшинств, как и остальное общество.
И они правы. Потому что из моего опыта общее мнение врачей именно такое.
И случае если boyfriend/girlfriend придет в реанимацию, чтобы увидеть своего тяжело больного любимого человека, ему/ей в лучшем случае рассмеются в лицо.
— Никогда лично не сталкивался с такими историями, — говорит коллега по врачебной практике Дмитрий (имя изменено).
Но знаю точно, что вариант сказать это мой друг лежит в больнице и мне к нему нужно попасть — не проходит — надо быть именно близким родственником.
А это родители или законные супруги.
Девушку/парня тоже наверняка не пропустят.
По букве закона — это запрещено. Но каждый врач волен самостоятельно принимать такое решение, как он поступит в той или иной ситуации.
Что же делать ЛГБТК+ семьям?
Алена родом из Беларуси и Ксения из России много лет живут в Дюссельдорфе и уже получили немецкое гражданство. Брак заключили официально несколько лет назад в Германии. Сейчас растят сына Яна, зачатого с помощью ЭКО в Киеве от друга-гея. Выбор страны для зачатия не случаен для и связан он с лояльностью к паре лесбиянок в конкретной клинике и с возможностью находиться второй маме в больнице месяц, как поддерживающему партнеру.
По закону Германии, однополый брак разрешен, но в случае рождения ребенка второй маме нужно усыновлять сына, проходить долгую процедуру признания, бюрократии и ежедневного каминг-аута, чтобы стать законной родительницей ему по всем документам. У истории двух жен есть и другая проблема. Приехать на родину всей семьей пара много лет остерегается из-за возможных проблем на границе.
— Мы до сих пор не ездили в страны, в которых родились, — рассказывает Алена. – Когда Ксюша усыновляла нашего Яна, юрист посоветовала быть осторожнее с поездками. — На пограничном контроле нас будут спрашивать официальное разрешение от родного отца на выезд несовершеннолетнего ребенка за границу, (из-за разности законов), а ответить будет нечего.
В связи с этим родственники и родители девушек все это время приезжают к нам. Увидеть родину двух мам наш сын из-за рисков пока что не может.
Победа для ЛГБТК+ семей в ЕС. А для Беларуси?..
15 декабря 2021 года начался большой прорыв для ЛГБТК+ пар в ЕС. Высший суд в Люксембурге постановил признать во всех членах – странах сообщества все однополые пары с детьми семьями. Случилось это после долгих разбирательств и судов запутанной истории двухлетней малышки Сары, у которой было две мамы и ни одного гражданства.
Ссылка на официальный документ
В Беларуси нет специального антидискриминационного законодательства, которое запрещало бы дискриминацию по признаку сексуальной идентичности, но и нет разрешения на однополые союзы. В соответствии со статьёй 32 Конституции и статьями 1 и 12 Семейного кодекса, брак заключается только между мужчиной и женщиной.
По примеру России, власти Беларуси хотят внести поправки в Конституцию о союзе мужчины и женщины и сохранить якобы «традиционные ценности» и исключить возможное признание гомосексуальных союзов в дальнейшем из-за несовершенства статьи закона о браке. И это огромный шаг назад для ЛГБТК+ пар в Беларуси. Рассмотрение поправок назначено на февраль 2022 года, публичного обсуждения не планируется.
Лукашенко неоднократно резко высказывался об ЛГБТК+ и однополых браках. Последний раз в момент обсуждения миграционного кризиса. По его мнению, Европа считает его врагом в том числе из-за того, что он «не вывешивает радужные флаги».
После выборов в августе 2020 года позиция власти обострилась и укрепилась, сейчас является одним из инструментом воздействия на общество через популяризацию «традиционных семейных ценностей». В школах проводятся дополнительные занятия по этой теме.
Шаг назад
Глава международного комитета парламента Андрей Савиных газете «Известия» рассказал, что «белорусское общество выступает против уничтожения фундаментальных основ традиционного образа жизни, в котором семья – залог продолжения рода и сохранения этноса».
– Включение этого элемента в Конституцию не создаст конфликта среди белорусов, подавляющим большинством общества выработана общая точка зрения на этот вопрос. Эта мера – заслон на пути глобальных внешних игроков, которые педалируют проблемы с ЛГБТ, разрушая институты и семьи, и национального государства, – подчеркнул представитель власти.
Где в мире разрешены однополые браки?
В данный момент однополые браки разрешены в следующих странах мира: Нидерланды, Бельгия, Испания, Канада, ЮАР, Норвегия, Швеция, Португалия, Исландия, Аргентина, Дания, Бразилия, Франция, Уругвай, Новая Зеландия, Люксембург, США, Ирландия, Колумбия, Финляндия, Мальта, Германия, Австрия, Тайвань, Эквадор, Великобритания, Коста-Рика, Мексика. Фактически признает такие браки Израиль (если он был заключен заграницей).
Однополые гражданские союзы – это альтернативные формы признания таких семей разрешены в следующих странах: Андорра, Венгрия, Греция, Италия, Кипр, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино, Словения, Хорватия, Чехия, Чили, Швейцария, Эстония, Черногория.
Подробнее про однополые браки в Европе в нашей инфографике
Также по теме: Аутинг! Что делать? Советы психологини. Подкаст
Смотрите интересные видео на нашем YouTube-канале