«Я хотел застрелить капитана Рено, и я хочу застрелить тебя…» — слова Хамфри Богарта в последние минуты, возможно, величайшего из когда-либо снятых фильмов «Касабланка» .
В фильме 1942 года есть все: военная драма, обреченный роман, замечательная музыка и фраза, породившая более 50 лет спустя другой фильм – «Подозрительные лица» .
В нем также был классический плохой парень — без каких-либо искупительных черт, несгибаемый нацист. Богарт и Ингрид Бергман, возможно, были теми именами, которые привлекали кинозрителей, но, как сообщается, обоим платили меньше, чем Конраду Вейдту, сыгравшему человека на пути пули Боги: майора Генриха Штрассера.
Жизнь и карьера Вейдта гораздо интереснее, особенно в отношении одного конкретного фильма, снятого несколькими годами ранее.
Когда вы думаете о первом фильме, который показывает геев в положительном свете, вы можете подумать о чем-то, что было снято в нулевых или, возможно, в 1990-х годах. Вы ошибаетесь. Очень неправильно.
Немецкий немой фильм Anders als die Andern («Отличный от других») был снят в 1919 году. Вейдт, широко известный как бисексуал, играет Пола Корнера, скрипача-гея, который влюбляется в своего ученика и протеже Курта.
Считается, что это первый фильм о правах геев, безусловно, первый, в котором явно присутствует гей-персонаж, и этот персонаж рассматривается в сочувственном свете (даже если его история не заканчивается хорошо).
В первые моменты Корнер читает газету, останавливаясь на некрологах и, казалось бы, необъяснимых смертях нескольких мужчин. Но он знает, что все мужчины покончили с собой, и за трагедиями стоит немецкий закон против геев, известный как параграф 175, который оставался в силе с 1871 по 1994 год, и было осуждено около 140 000 мужчин.
Закон гласил: «противоестественный половой акт, совершенный между лицами мужского пола или между людьми и животными, наказывается лишением свободы; также может быть наложена утрата гражданских прав».
Далее в фильме упоминаются известные геи на протяжении веков, в том числе Да Винчи и Чайковский.
По мере развития отношений между двумя мужчинами их замечает держащийся за руки шантажист, который продолжает превращать их жизнь в ад.
Корнер впервые встречает шантажиста на костюмированной вечеринке, и есть сцены в дрэг-клубе, которые считаются первыми кадрами из фильма, в которых геи танцуют вместе. Современные зрители могут увидеть сходство с сегодняшней гей-сценой, хотя фильм был андерграундным. В 1923 году драматург Анита Лоос сказала об этом периоде: «Любая берлинская ночная дама оказывается мужчиной… самой красивой девушкой на улице был Конрад Вейдт».
Ситуация сказывается на Курте, и он убегает. Пол остается с разбитым сердцем и, глядя на фотографию своей возлюбленной, начинает вспоминать свое прошлое.
Мы видим его в школе, где его ловят за поцелуями с другим мальчиком, и его исключают. Его воспоминания переносятся в университет, где ему становится все труднее скрывать свою сексуальность.
Он пробует гипнотерапию, чтобы «вылечить себя», прежде чем обеспокоенные родители отвезут его к врачу. Медика играет Магнус Хиршфельд, соавтор сценария и известный как Эйнштейн секса. Он также был активным борцом за права геев.
В сцене, резюмирующей отношение фильма к гомосексуалистам, врач говорит словами на экране, известными как титры: «гомосексуальность не порок и не преступление, даже не болезнь… Ваш сын страдает не от своего состояния, а от скорее от ложного суждения о нем.
«Это юридическое и общественное осуждение его чувств, наряду с широко распространенными заблуждениями об их выражении. Преследование гомосексуалистов принадлежит к той же печальной главе истории человечества, в которую вписаны преследования еретиков и ведьм. [Законы] являются нарушением основных прав личности».
Ранее он сказал Корнеру: «Любовь к представителям своего пола может быть такой же чистой и благородной, как и к противоположному полу».
Однако в итоге Корнера обвиняют в совершении преступления, и хотя явно сочувствующий судья выносит ему минимально возможный приговор — неделя тюрьмы — жизнь музыканта разрушена. От него отрекается семья, и он теряет работу. В отчаянии он, наконец, покончил с собой.
Это Курт находит тело, и он тоже пытается покончить с собой, но снова в дело вмешивается персонаж Хиршфельда, который говорит в последних строчках фильма: «Ты должен продолжать жить. Живите, чтобы изменить предрассудки, из-за которых этот человек стал одной из бесчисленных жертв.
«Вы должны восстановить честь этого человека и восстановить справедливость над ним и над всеми теми, кто был до него, и над всеми теми, кто придет после него. Справедливость через знание».
Реакция на выпуск фильма в мае 1919 года была с самого начала удивительно хорошей, и он шел в кинотеатрах около года с похвалой за его «хороший вкус».
Но затем консервативные религиозные группы начали протестовать, инициировав публичные дебаты о цензуре. В то время Германия была республикой, и ее конституция обеспечивала свободу слова и самовыражения. Однако, как указывает Роберт Бичи в своей книге «Гей-Берлин: место рождения современной идентичности», в ответ на « Разное » для кино были сделаны специальные исключения, позволяющие подвергать цензуре фильмы, которые считаются «непристойными» или «опасными для молодежи».
Рассказ о том, что молодежь можно превратить в гея, повторялся снова и снова.
Поступали сообщения о беспорядках и вандализме в кинотеатрах, где показывали фильм, создателям фильма и Вейдту угрожали смертью, а правые группы, как говорят, выпустили газ и бешеных крыс в проходы кинотеатров, которые осмеливались показывать его. Позже звезда получила гневные письма от некоего Адольфа Гитлера.
Всего через год после его выпуска публичные показы были запрещены, и его могли смотреть только врачи и юристы, и то только в образовательных целях.
В 1927 году Хиршфельд вместе с режиссером Ричардом Освальдом выпустил «разбавленную» версию фильма, убрав сцену, в которой Пол и Курт идут по улице, взявшись за руки. Но власти оставались непоколебимыми в своем запрете.
А когда Гитлер пришел к власти в 1933 году, все экземпляры «Диференциального» были, по-видимому, уничтожены, когда бешеная толпа напала на Институт сексологии Хиршфельда. Как сообщает Silentfilm.org, фильм был назван «праздником для дегенератов, который может погубить немецкую молодежь», а Хиршфельда назвали «апостолом содомии».
Возможно, так оно и было… но спустя годы после окончания Второй мировой войны в 1970-х годах в Советском Союзе появился один уцелевший оттиск этого фильма. Выяснилось, что еще в 1927 году Хиршфельд переставил некоторые сцены и вставил их в другой полнометражный фильм под названием Gesetze der Liebe («Законы любви»).
Теперь фильм длится всего около 50 минут (в оригинале он длился 90), в нем отсутствуют не только целые сцены, но и целые персонажи и части сюжета. Тем не менее, в 2015 году Архив кино и телевидения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе купил отснятый материал в высоком разрешении из Российского киноархива.
Директор архива США Ян-Кристофер Хорак сказал: «Вид фильма опережает свое время как минимум на 50 лет. Он придерживается точки зрения, что гомосексуальность — это не болезнь или патология, а просто еще одно выражение человеческой сексуальности».
«Это своего рода просвещенная теория, которую вы не увидите в этой стране до семидесятых или восьмидесятых годов».
Он добавил: «Использовать термин «восстановление» было бы неправильно. Для настоящей реставрации не хватает кадров. Вы не видите оригинал, потому что мы не знаем, как он выглядит.
«Но то, что мы собрали вместе, позволяет людям познакомиться с замечательной культурой, существовавшей в Берлине. Насколько я знаю, это самый ранний из имеющихся у нас документов о том, что геи и лесбиянки представлены на экране».
И, оглядываясь назад на историю фильма, в 2013 году The New York Times отметила: «Некоторым критикам и зрителям фильм понравился, другие сочли его неприличным, несмотрибельным. На некоторых показах раздавались освистывания… Дело было не только в том, что двумя романтическими героями были мужчины, фильм также имел наглость заявить, что гомофобия, а не гомосексуальность, является бичом общества».
Эксперт по гомосексуалистам в фильмах и ЛГБТ-активист Вито Руссо сказал о фильме: «Этот фрагмент сохранился как случайность в истории», прежде чем добавить, что то, что известно об остальной части фильма, получено из рекламных кадров, которые сохранились и из собственных бесед с писателем Кристофером Ишервудом.
Фильм был показан в рамках Outfest в 2012 году и на 66-м Берлинском кинофестивале в начале 2016 года. Несколько месяцев спустя он был показан на NewFest, нью-йоркском ЛГБТ-кинофестивале. Если вам повезет, вы даже сможете отследить версию DVD. Вы, конечно, можете увидеть клипы на YouTube.
Звезда «Разного» из Берлина, Конрад Вейдт, тоже не закончил. В 1928 году он снялся в фильме «Человек, который смеялся », и теперь его персонаж считается источником вдохновения для врага Бэтмена, Джокера. Он также появляется в трудах Кристофера Ишервуда.
Он стал громким голосом в оппозиции к нацистам. Дважды женившись и развевшись, он женился на Илоне Прагер, еврейке, а затем бежал из Германии, чтобы больше никогда не вернуться. В своем расовом удостоверении перед отъездом он написал «еврей», хотя таковым не был.
В 1933 году, отказавшись снимать пропагандистские фильмы для Йозефа Геббельса, «Конни» был ненадолго задержан гестапо и подвергнут пыткам, но они согласились выдать его англичанам, и он жил в Великобритании и перед переездом в Америку стал гражданином Великобритании.
Он снялся в более чем 100 фильмах, в том числе в 1940 году «Багдадский вор» , и снова его манеры и игра стали источником вдохновения для будущего кинозлодея, на этот раз Джафара в анимационной версии Диснея 1992 года « Аладдин » .
Он помог другим вырваться из лап нацистов и усыновил детей во время блицкрига.
Один фанат, написав на pharaonicwolf.tumblr.com , говорит о нем: «Он был создан из настоящего секса на экране и за его пределами. Он мог быть женственным, но не женоподобным, соблазнительным, обладающим и могущественным, но не грубым или мачо, невероятно кошачьим и мягким, но не слабым. Когда он курил, казалось, что он занимается оральным сексом с женщиной и мужчиной одновременно».
Ссылаясь на время, проведенное Конни в Веймарской Германии, фанат добавляет: «Большую часть времени его друзья описывали его как дамского угодника в течение дня и преследовали мужчин после того, как он выпил несколько напитков вечером».
По иронии судьбы, его лучше всего помнят по роли нациста в «Касабланке». И, несмотря на всю его работу до этого, Конни был бы счастлив. Он играл нацистов, чтобы показать, что они за люди, часто отдавая свой гонорар нуждающимся.
Он должен был умереть от сердечного приступа менее чем через год после выхода оскароносного фильма. Ему было всего 50 лет.
Но мы также должны помнить его в «Отличном от Других» . Фильм с дерзким призывом к терпимости и поразительным противодействием законам против геев — задолго до принятия декларации ООН о правах человека, задолго до принятия каких-либо законов о гражданских правах или равенстве. Задолго до Филадельфии , Зови меня своим именем , Горбатой горы или С любовью, Саймон …
Посмотрите некоторые сохранившиеся кадры из фильма «Отличный от других» ниже: