ЛГБТ-подростки в голливудском ужастике «Они/Их»
ЛГБТ-подростки отправляются в специальный лагерь, в котором их подвергают психологическому давлению, но это лишь цветочки. Впереди маньяк, желающий убить всех…
Сюжет ЛГБТ-слешера
В лагерь «Уистлер» для прохождения конверсионной терапии* прибывают 14 молодых представителей ЛГБТ+.
[* практика, направленная на изменение сексуальной ориентации с гомо- или бисексуальной на гетеросексуальную или его гендерной идентичности с трансгендерной на цисгендерную]
Любезный и внимательный персонал проводит с ними занятия, чтобы излечить от «дурного недуга»: юношей учат стрелять по мишеням, девушек – печь пироги.
Помимо всего, воспитанники подвергаются изощрённому психологическому давлению. Первым сопротивление оказывает Джордан, трансгендер, в обозначении себя предпочитающий местоимения «они/их». Он узнаёт, что к прошлым воспитанникам применялись насилие и пытки и подговаривает ровесников бежать. А тем временем в лагере появляется некто в чёрном балахоне с топором и начинает убивать персонал…
ЛГБТ-слэшер
Режиссёрский дебют 60-летнего известного американского драматурга, открытого гея Джона Логана наследует традиции слэшера, поджанра фильмов ужасов о подростках, терроризируемых маньяком в замкнутом пространстве (будь то жилой дом, лагерь, школа, больница или небольшой город). И в его фильме «Они/Их» легко найти скрытые цитаты и аллюзии к таким популярным франшизам, как «Пятница 13-е», «Крик» и даже «Техасская резня бензопилой».
Логан нагнетает атмосферу простыми визуальными средствами и не старается прослыть поборником стиля: он обходится минимальной образностью и простейшей символикой, смакуя экранный натурализм в строго дозированной форме, что для авторов хорроров в принципе не характерно.
Логан – первый из режиссёров делает главными героями слэшера членов ЛГБТ-сообщества и на передний план выводит трансгендера по имени Джордан, подчеркнув тем самым универсальность и злободневность проблем сообщества.
Небинарный гендер
Исполнитель роли Джордана, Тео Джермейн, сам является небинарной гендерной личностью и предпочитает множественное определение «они/их». Будучи подростком Джермейн прошёл заместительную гормональную терапию и сделал коррекцию верхней части тела.
– Долгое время я называл себя исключительно «он», но в колледже захотел использовать «они», – говорил Джермейн в марте 2020-го. – Моя история заключается в том, чтобы быть очень маскулинным человеком и существовать на одной половине этого большого спектра… Я белый, при рождении был женского пола и потому немного андрогин. Но то, как я выгляжу, не значит, что у всех небинарных людей такая внешность.
Джермейн востребован в киноиндустрии, но, по его же словам, не позволяет себе извлекать выгоду из своей гендерной принадлежности. Его Джордан, учитывая тематику и проблематику ленты «Они/Их», – настоящий герой XXI века: он не только мастерски исполняет задания зловеще предупредительного персонала, но и хладнокровно отстаивает собственное достоинство, не поддаваясь на провокации и оскорбления. Он не заносчив, не тщеславен, не манерен, предельно вежлив и не стремится вступать в сиюминутные половые отношения со сверстниками.
ЛГБТ и сексуальная активность
Вспомним, что одна из причин смертей молодых персонажей слэшеров – в их сексуальной активности. Вот и в картине Джона Логана гибель нескольких героев происходит во время и после соития. Но что интересно: погибают отнюдь не подростки, как принято в слэшерах, а воспитатели и их ассистенты. По мнению автора, причина убийств – не половое многообразие, а элементарный протест против гомофобии.
Причём, во второй сцене убийства сексом занималась милая пара учителей, где женщина являлась скрытой лесбиянкой, ибо оказывала двусмысленные знаки внимания одной из подопечных, а её партнёр – «перевоспитанным» гетеросексуалом, что не мешало ему во время акта любоваться голыми мужчинами в телефоне. Значит, как подтверждают исследования, любая гомофобная позиция – признак не навязанной идеологии, а, в первую очередь, латентной гомосексуальности.
Любовь и аверсивная терапия**
[** практика, направленная на вызывание у человека с пагубной зависимостью неприятных ощущений от этой зависимости]
По законам слэшера любая близость между героями, не состоящими в продолжительных семейных или романтических отношениях, приравнивается к сексуальной распущенности. Если персонажи после секса не погибают, значит, между ними возникло великое чувство.
И это правило в картине Джона Логана тоже соблюдено. Страстный гей-секс – результат беспардонной провокации одного из его участников – закономерно закончился мучительной смертью. А именно – от аверсивной терапии, похожей на ту, что демонстрировалась в «Заводном апельсине» (1971) Стэнли Кубрика. Только Логан оказался жёстче – его герои, дабы стать «нормальными», подверглись сеансу электрошока, после которого вообще сложно вернуться к полноценной жизни.
Зато любовная близость между двумя воспитанницами, одна из которых убеждается в лженаучности конверсионной терапии, а вторая страдает от влечения к девушкам, как раз говорит о нормальности и перспективности однополых отношений. Причём без всяких намёков на пропаганду.
ЛГБТ и кулачное право свободы
В своём дебюте Джон Логан не стремится быть оригинальным в отображении проблем ЛГБТ-сообщества и, по большому счёту, не говорит ничего нового. Однако финал вселяет тревогу и опасения. Из 22-х героев картины убийцей оказывается одна из жертв конверсионной терапии, попросту вынужденная отстаивать свои убеждения путём истребления.
– Это вы меня сотворили, – говорит убийца хозяину лагеря. – После вашего лечения у меня появились суицидальные мысли, одиночество, самобичевание, и таблетки, и много злобы. Вы опустошили меня!
Таким образом «кулачное право свободы» (если использовать название фильма открытого бисексуала Райнера Вернера Фассбиндера) породило монстра не менее страшного, чем воспитатели неприметного лагеря в американской глуши. А ведь намерения, как охотников, так и жертв «Уистлера», в сущности, идентичные – прожить (или помочь прожить) счастливую жизнь. Но пока существуют подобные лагеря (шире – сообщества по «перевоспитанию»), всегда найдутся и благородные борцы «движения Сопротивления», и безумные убийцы в кожаных масках, разуверившиеся в людях, не нашедшие успокоения.
ОНИ/ИХ (They/Them), США, 2022, 104 мин.; реж. Джон Логан, в ролях: Кевин Бейкон (Оуэн), Тео Джермейн (Джордан), Анна Кламски (Молли), Кэрри Престон (Кора), Дарвин дель Фабро (Габриэль), Моник Ким (Вероника), Остин Крут (Тоби) и др.
Виталий Гирон, специально для Gpress.info