Как украинские ЛГБТ+ военные наносят удар кремлю
Российские пропагандисты демонизируют украинскую армию и транслируют гомофобные нарративы, обвиняя ЛГБТ+ во всех грехах. Между тем, в самый разгар войны украинцы регистрируют петицию о легализации однополых браков и набирают необходимые для ее рассмотрения 25 000 голосов. Почему война обострила этот вопрос именно сейчас?
23-летний студент киевского медицинского вуза Александр Шадских неожиданно для себя стал героем сюжета на кремлевском канале «Россия-1». Риторика программы о ЛГБТ+ в Вооруженных Силах Украины была откровенно гомофобной. Так произошел незапланированный камингаут военного медика Александра.
Но часовое шипение кремлевских пропагандистов не ухудшило отношения Александра с собратьями. Товарищи продолжают консультироваться с ним по медицинским вопросам.
Александр Шадских отстаивал здоровье украинских защитников в Киеве, Ирпене (Киевская область) и Харьковской области. Еще в феврале он заполнил анкету на отбор медиков-волонтеров от его медицинского вуза. Первой задачей было сортировать медикаменты для аптечек.
“Когда мы с сокурсником отвезли их в районную администрацию, там за нас буквально ухватились. Медиков был дефицит. И нас отправили на помощь военным”, – вспоминает Александр.
Там он впервые спас жизнь. Снайпер зацепился винтовкой за вольтажную линию и свалился с высоты. Александр вспоминает, что тот момент растянулся во времени.
«Я видел эту картину, как в замедленной съемке. Взрыв, пламя и как солдат падает с высоты. Все солдаты от звука взрыва свалились на землю. Наверное, так должен поступать солдат. Но я поступал как медик. Я бросил автомат, потому что мешал мне, как лопата на спине. Слышу, как мне кричат: Сдурел оружие бросать?! А я уже разрезаю ножницами горящую одежду пострадавшего», — вспоминает Шадских.
Пострадавший получил переломы позвонков и серьезные ожоги, но благодаря помощи прошел курс реабилитации и ходит.
Шадских считает, что война — не аргумент для откладывания вопроса прав ЛГБТ+ сообщества в Украине :
“Лучшего времени не было и не будет. ЛГБТ+ военные защищают нашу страну наравне с другими. И знаете что? Не надо освещать ЛГБТ+ людей. Просто дайте права на уровне со всеми и всеми».
Почему война обострила вопросы прав ЛГБТ+?
31-летняя координатор ОО «Украинские ЛГБТ+ военные за равные права» Ира Нирша считает, что война лишь обострила вопросы прав ЛГБТ+ украинцев. «Если ваш любимый человек погиб на фронте, вы как партнер, не имеете права убрать тело из морга», — говорит Ирина Нирша.
Мортальные права (связанные со смертью одного из партнеров — ред.) — не единственная проблема. 23-летний представитель ОО “КиевПрайд” Максим Потапович также считает, что контекст военных действий актуализировал проблему равенства ЛГБТ+ людей: “Человек попадет после обстрела в реанимацию, и у партнера не будет доступа к раненному. Право на наследование после смерти. Право на общее имущество, ведь во время войны многие выезжают за границу, урегулировать такие вопросы (однополым парам) нет возможности”.
Именно в разгар боевых действий в украинском обществе возник запрос на легализацию однополых браков . Одноименная петиция на сайте президента Украины набрала более 28 тысяч голосов из 25 тысяч необходимых.
Владимир Зеленский в ответе на петицию сослался на статью 51 Конституции, где указано, что брак основывается на свободном согласии женщины и мужчины. А также на 157-ю статью Конституции, что в условиях военного положения Конституция Украины не может быть изменена. Президент отметил, что у правительства есть вариант решения: легализация гражданского партнерства. Пока это вопрос на рассмотрении у премьер-министра.
Ответ президента вызвал неоднозначную реакцию в ЛГБТ+ сообществу.
«По своей сути гражданское партнерство по перечню прав ничем не отличается от брака, кроме вопроса усыновления детей. Но важна и социальная значимость термина. Коннотация понятия «брак» в нашем обществе мощнее «гражданского партнерства». Но гражданские партнерства – это промежуточное звено к легализации брака, поэтому можем пока руководствоваться ими», — говорит Максим Потапович.
54-летний эксперт правозащитного ЛГБТ Центра “Наш мир” Андрей Кравчук видит в ответе Зеленского положительный сигнал : “Законы в Украине принимает Верховная Рада, и обычно президент направляет неудобные вопросы к ней. К сожалению, по моим источникам, большинство в Верховной Раде пока не поддерживают вопросы гражданских партнерств. Но президент передал вопрос Кабмину. И это хорошо. Ведь Кабмин обязан как минимум двумя правительственными документами решить вопросы прав человека”.
Речь идет о План действий в области прав человека на 2021–2023 годы. Он имеет криминализировать преступления ненависти по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности В настоящее время Уголовный кодекс не решает эту проблему. Подобные преступления чаще всего квалифицируются как хулиганство. По данным правозащитного центра «Наш мир», лишь 3,3% заявлений о подобных преступлениях были квалифицированы как нарушение равноправия граждан.
«Следователи всегда квалифицируют преступления по гомо/трансфобным мотивам не как преступления ненависти, а как обычные преступления, без мотивов нетерпимости», — пишут правозащитники в отчете.
Второй документ План восстановления Украины. «Западное сообщество обязуется помочь Украине в восстановлении после войны, а Украина — ряд действий, среди которых и защита прав человека», — объясняет Андрей Кравчук.
Так, в направлении предотвращения и противодействия дискриминации у Украины есть конкретные цели, задачи и дедлайны. Криминализовать преступления по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности должны до декабря 2022, а до июня 2023 — разработать модель гражданских партнерств и признать однополые браки, которые были заключены за пределами Украины. В декабре 2023 г. институт гражданского партнерства в Украине должен быть введен.
Некоторые эксперты считают, что либерализация брачного вопроса не требует изменений в Конституции. “В Конституции Эквадора аналогично определение брака. Однако там в 2019 году Конституционный суд признал однополые браки, не меняя Конституции”, — рассказывает Андрей Кравчук.
Провайдер гомофобии
Уровень лояльности к ЛГБТ+ граждан в украинском обществе повышается. Ирина Нирша отмечает, что военный шеврон с единорогом (символ ЛГБТ+ в армии) носят уже более 200 военных . Но точную цифру назвать сложно, потому что не все готовы публично декларировать свою ориентацию.
Максим Потапович отмечает, что ВСУ на управленческом уровне противодействует дискриминации. Андрей Кравчук говорит, что даже Всеукраинский совет церквей, постоянный оппонент ЛГБТ+ сообщества, прекратил открытую гомофобную риторику во время войны.
Позиция Совета Церквей оказывает влияние, но не является определяющей. Например, церкви в 2022 году выступали за денонсацию Стамбульская конвенция против домашнего насилия. За денонсацию также выступала глава партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко — она зарегистрировала соответствующую петицию. В ответ президент Украины Владимир Зеленский предложил Кабинету министров усилить информационную кампанию по разъяснению целей Конвенции, «с учетом распространения мифов и предвзятых интерпретаций».
Поэтому Андрей Кравчук не видит условий, при которых украинское общество могло бы радикализироваться в вопросе прав ЛГБТ+ сообщества.
“В 2012 году гомофобный законопроект продвигали все ведущие партии Украины. С тех пор многое изменилось. Даже остатки ОПЗЖ не продвигают уже гомофобную риторику. Исключение пока «Родина», — говорит Кравчук.
«Сейчас главный провайдер гомофобии — это россия, которую она продвигает не только на Украину, но и на все постсоветские страны» , — добавляет Кравчук.
Сюжет кремлевского телеканала, в который попал Александр Шадских, — лишь один из многих кирпичей ненависти, на которых россия пытается выстроить «русский мир». Впервые закон о запрете «пропаганды гомосексуализма» россия приняла в 2013 году и продолжает усиливать давление на сообщество. В октябре 2022 года Госдума единогласно приняла в первом чтении пакет законопроектов о полный запрет «гей-пропаганды», которую сравнивают с «победой на поле боя».
Аналогичные инициативы в Украине пытались ввести при каденции Виктора Януковича. Реакцией на них стал Марш равенства — правозащитное шествие в поддержку равных прав ЛГБТ+. Первый такой марш должен был состояться в 2012 году, но его пришлось отменить из-за угрозы нападений. За 9 лет ежегодное правозащитное шествие собрало уже 7000 сторонников прав ЛГБТ+.
Во время беседы с Александром Шадским мы вместе ищем видео с российской пропагандой. Неожиданно для себя Александр находит свою фамилию на портале президента Украины. Что, как? Меня наградил президент?! – удивляется Александр. Указом президента Украины № 642/2022 Александр Шадских награжден медалью «За спасенную жизнь» . Я радуюсь, что разделяю с ним этот неожиданный момент. Теперь в семье Шадских два героя Украины. Отец Александра, Сергей Шадских, погиб в 2016 году в бою за Попасное и посмертно награжден орденом «За мужество» III степени.
Статья написана в партнерстве с Institute for War & Peace Reporting
***
Подписывайтесь на наш Telegram-канал!
ЛГБТК-миграция. Большой путеводитель по переезду в безопасную страну