Война в Украине способствует правам ЛГБТК+. Продлится ли это?
Права ЛГБТК+ в Украине и война поднимаются в совместном материале GAY TIMES и Openly/Thomson Reuters Foundation.
Когда Кира узнала, что ее партнерша Эльвира Щемур погибла в результате ракетного удара по Украине, эта потеря ударила по ней вдвойне.
Даже оплакивая потерю, Кира знала, что как однополая партнерша она не имеет права забирать тело Эльвиры.
«Официально я для нее никто», — сказала Кира, которая попросила назвать ее псевдонимом из-за опасений, что это повлияет на ее работу.
Активисты и исследователи прав человека говорят, что российское вторжение укрепило поддержку в Украине представителей ЛГБТК+. Многие из которых с гордостью носят знаки различия в виде единорога, чтобы обозначить свою личность, сражаясь в армии.
Другие задаются вопросом, как далеко зайдут усилия по обеспечению таких прав, как однополые браки, и надолго ли изменится отношение.
«Часто общества вносят изменения во время войны, которые не выполняются после окончания военного периода». Сказала Джулия Шивал, эксперт по инклюзивным обществам Института мира США.
Шивал выступил соавтором анализа влияния конфликта на права ЛГБТК+. В нем говорится, что история продемонстрировала: общества стали более терпимо относиться к меньшинствам во время чрезвычайных ситуаций военного времени.
В некоторых случаях это привело к постоянному расширению прав. Например, британские женщины получили право голоса после Первой мировой войны — хотя часто меньшинства снова оказывались маргинализованными после окончания конфликта, говорится в анализе.
В Украине активисты и эксперты заявили, что война привела к большей социальной сплоченности, а солдаты-геи и трансгендеры заслужили похвалу и уважение за свое заметное присутствие на передовой.
Активисты надеются, что петиция об однополых браках и стремление присоединиться к Европейскому союзу приведут к новой проверке прав ЛГБТК+.
Однако политические эксперты заявили, что прогресс не гарантирован, поскольку поддержка ЛГБТК+ по-прежнему считается политически рискованной для законодателей.
ИЗМЕНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ЛГБТК+
У ЛГБТК+ украинцев мало правовой защиты: однополый секс разрешен, но однополые браки и права на усыновление не существуют.
По словам активистов, до того, как Россия вторглась в Украину в феврале, крайне правые группы часто нападали на участников кампаний и мероприятий.
Но в более широком смысле отношение медленно меняется в преимущественно православной нации, население которой до войны составляло почти 44 миллиона человек.
Опросы, проведенные по заказу организации по защите прав ЛГБТК+ «Наш свет», показали, что процент людей, которые положительно относятся к ЛГБТК+, вырос до 13% в этом году с 3% в 2016 году.
Если шесть лет назад большинство украинцев отрицательно относились к ЛГБТК+, то сейчас большинство относится либо положительно, либо безразлично, показали опросы, проведенные Киевским международным институтом социологии.
Тем не менее, почти четверо из десяти человек по-прежнему отрицательно относятся к меньшинствам.
«Наш Свит» сказал, что быстрый прогресс в уровне принятия мог быть, по крайней мере частично, вызван войной. Тогда выкристаллизовалось отношение против продвижения Россией «традиционных» ценностей, включая подавление прав ЛГБТК+.
«Украинцы ясно увидели, что несет нам русский мир и кто наши настоящие друзья и союзники». Говорится в заявлении «Наш Свит», подводящем итоги исследования.
Политолог и активистка за права ЛГБТК+ Марина Шевцова рассказала, что шаги по улучшению интеграции ЛГБТК+, хотя и постепенные, предпринимались годами.
«Мы видим изменения на уровне учебных заведений, полиции, системы здравоохранения, потому что… было много проектов по обучению специалистов», — сказала она.
ПРОГРЕСС
Ранее в этом году 28-тысячная петиция, призывающая к равенству в браке, побудила правительство рассмотреть варианты легализации однополых гражданских партнерств.
Президент Владимир Зеленский заявил, что однополые браки невозможны в военное время, поскольку необходимо изменить конституцию.
Однако он попросил премьер-министра Дениса Шмыгаля «решить вопрос (петиции)» и отметил, что правительство уже рассматривало вариант гражданского партнерства.
Но Андрей Сухарина, политический аналитик аналитического центра Фонда демократических инициатив имени Илька Кучерива, сказал, что сомневается, что в ближайшее время возникнет какое-либо движение. Он сказал, что чиновники часто прислушиваются к общественному мнению по таким вопросам. А отношение еще не изменилось настолько, чтобы можно было принимать незамедлительные меры.
Некоторые активисты также надеются, что стремление Украины вступить в ЕС может послужить катализатором прогресса в отношении прав ЛГБТК+.
Страна стала кандидатом на вступление в блок в июне. Чтобы завершить процесс, страна должна соответствовать ряду критериев, включая стандарты прав человека и равенство ЛГБТК+.
«Когда продвижение Украины в Евросоюз становится зависимым от решения ЛГБТ-проблем, для них это очень важно», — сказал Андрей Кравчук, эксперт по адвокатуре «Нашего света».
Кравчук сказал, что Украина уже приняла необходимый запрет на дискриминацию ЛГБТК+ при приеме на работу. Но он сказал, что Киев может столкнуться с давлением, чтобы ввести более широкий запрет на дискриминацию по мотивам ЛГБТК+ и преступления на почве ненависти. А также закон о гражданских партнерствах, хотя это не было формальным требованием.
Однако Инна Совсун, член парламента от оппозиционной партии «Голос», выступавшая за права ЛГБТК+, заявила, что законодатели не поспевают за изменением общественного мнения.
«Большинство политиков стараются максимально скрыться от этого вопроса (прав ЛГБТК+), — сказала она.
«Как члены парламента мы также должны быть лидерами общественного мнения. Мы должны отстаивать то, что правильно и что неправильно, а не просто руководствоваться нашим страхом», — добавила она.
Репортаж Натали Вихров.
GAY TIMES и Openly/Thomson Reuters Foundation работают вместе, чтобы донести ведущие новости ЛГБТК+ до мировой аудитории.