Новые польские ЛГБТК+-фильмы и сериалы на Netflix. Советуем!
В католической Польше неожиданно видеть баннеры на всю стену дома, рекламирующие новое польское ЛГБТ-кино на Netflix. Видно, что польский кинематограф идёт в ногу со временем и создаёт качественный контент, достойный мирового стримингового сервиса.
Специально для Gpress.info эксперт в области кинематографа сделал обзор новых ЛГБТК+-фильмов made in Poland, которые есть на Netflix и на других площадках.
ФАНФИК (Fanfik), 2023
95 мин.; реж. Марта Карвовска; в ролях: Алин Шевчик (Тося/Тосек), Ян Ченчара (Леон), Добромир Дымецки (отец Тоси) и др.
После смерти матери 17-летняя Тося находится в глубокой депрессии. С появлением нового одноклассника Леона она начинает писать фанфик. В своих сочинениях Тося представляет себя рок-музыкантом, а Леона – рок-певицей. Фанфик имеет успех в интернете. Тося задумывается о своей гендерной идентичности и решает, что ей проще и удобнее быть мальчиком Тосеком. Тосек влюбляется в Леона и хочет быть с ним, даже когда узнаёт, что Леон – гей…
Эта красочная молодёжная драма Марты Карвовской примечательна участием 23-летней трансгендерной фотомодели Алин Шевчик. Подобно своему персонажу Тосе/Тосику, Шевчик также предпочитает в обращении к себе местоимение «они/их» и после камин-аута всячески подчёркивает свою дуальность.
Позитивна в своих суждениях Марта Карвовска:
– Это фильм о согласии быть собой, несмотря на то, каким вас видят окружающие. Это фильм о взрослении и смелости быть рядом с другими, о выходе из своей скорлупы. И ещё это история о любви – любви к себе, первом подростковом увлечении и принятии в семье. [Марта Карвовска; www.newsy-today.com, май, 2023].
Главная претензия к «Фанфику» в том, что постановщице не удалось убедительно передать психологическую трансформацию Тоси в Тосека. Даже с короткой стрижкой и перевязанной грудью, в мешковатой одежде и глуховатым голосом она не очень-то похожа на мальчика. Её мотивация, убеждения вызывают много вопросов. За исключением намёков в разговорах и прямолинейных образных деталей толком ничего не объяснено.
Лишь в утверждении «Гендер – это ярлык!» прослеживается более-менее внятная причина резкого «перерождения» героини. А именно – яростный протест против закоснелых норм социума. Однако и эти слова остаются «подростковой блажью», элементарным желанием выделиться из толпы.
Любовь Тоси/Тосека к однокласснику-гею носит такой же порывистый, сиюминутный характер. Поэтому у героини, ощущающей себя мальчиком, пока ещё нет права изрекать: «Никто не урод, никто не ошибка, мы – нормальные!». Гендерность в современном мире многовариантна, но только в том случае, когда решение взвешенное и даже выстраданное. А Тося/Тосек страдал(а) совсем по другому поводу.
СЛОН (Słoń / Elephant), 2022
94 мин.; реж. Камиль Кравчицки, в ролях: Ян Хрынкевич (Бартек), Павел Томашевски (Давид), Эва Скибиньска (мать Бартека) и др.
22-летний Бартек живёт с матерью и сестрой в Подгалье на ферме, где разводит лошадей. Бартек управляет фермой практически в одиночку: мать сильно пьёт, сестра собирается замуж. Умирает сосед, и на похороны из Исландии приезжает его взрослый сын Давид. Бартека тянет к добродушному и независимому Давиду. Между ними завязывается дружба, которая перерастает в любовь. И однажды Давид предлагает Бартеку уехать с ним…
Полнометражный режиссёрский дебют 32-летнего Камиля Кравчицкого был благожелательно принят критиками и куплен для проката в Европе и Северной Америке.
– Я хотел показать уязвимого и одновременно сильного персонажа. Многим гомосексуалам в Польше это знакомо. Эта история – дань уважения всем польским квир-персонам. Я хотел подарить им немного надежды, которая сейчас так необходима Польше. [Камиль Кравчицки; из инт. «Screen Daily», июль, 2022]
– Историю любви Бартека и Давида трудно назвать новаторской. Но такие фильмы являются необходимыми строительными блоками в формировании национального квир-кино. [Камиль Кравчицки; из инт. «dlaStudenta.pl», ноябрь, 2022].
Картина Кравчицкого по стилистике действительно строга и аскетична. По сюжетным перипетиям фильм похож на британский «провинциальный гей-роман» – «Божья земля» (2017) также дебютанта Фрэнсиса Ли. Только у Ли герои парадоксально сближаются в обстоятельствах «хозяин/слуга», у Кравчицкого же – типичный «броманс». А «броманс» по сути своей гораздо ближе к любовным переживаниям.
Именно упрощённость мешает выйти фильму Кравчицкого за рамки мелкой частной истории. Даже обаяние актёров Яна Хрынкевича и Павла Томашевского (кстати, открытого гея) не позволяет сопереживать героям. И так понятно, что для них всё закончится ха-ра-шо!
Пессимистичен посыл автора: для того, чтобы любящие мужчины были вместе, им непременно надо уехать жить за границу. В этом смысл названия фильма. Слон (elephant) – английская идиома «elephant in the room» (слон в комнате) – крупная проблема, о которой все знают, но непринято говорить.
ХЕЙТЕР / ЗАЛ САМОУБИЙЦ. ХЕЙТЕР (Sala samobójców. Hejter / The Hater), 2020
135 мин.; реж. Ян Комаса, в ролях: Мачей Мусяловски (Томек Гемза), Агата Кулеша (Беата Санторска), Ванесса Александер (Габи Красуцка), Мачей Штур (Павел Рудницки) и др.
Студент юридического факультета Томек Гемза обвиняется в плагиате и исключается из университета. Томек не может сказать об этом высокопоставленной семье Красуцких, оплачивающих его учёбу, и устраивается на работу в пиар-агентство. Скоро он понимает, что компания занимается интернет-троллингом. Одна из задач Томека – распространять фейковый и хейтерский материал на политика Павла Рудницкого, кандидата на пост мэра Варшавы и скрытого гея, которого активно поддерживают Красуцкие…
«Хейтер» – вторая часть дилогии Яна Комасы, начатой фильмом «Зал самоубийц» (2011), о тотальном влиянии Интернета на молодёжь в условиях серой и нервирующей реальности.
– Если вы соберете группу последователей, то сможете легко манипулировать и чувствовать себя безнаказанным. И едва это [влияние] обрушится на человека, который разочарован, хочет навредить или отомстить, рецепт трагедии готов… Цель «Хейтера» – вызвать у зрителя страх. [Ян Комаса, здесь и далее из инт. для “Dziennik Gazeta Prawna”, март, 2020].
Однако при лихо закрученном действии, тщательной проработке характеров, исследовании проблем и конфликта с разных сторон у Комасы нет ни одного позитивного решения. Никакого просвета! Герои взаимодействуют между собой словно истеричные марионетки в руках неведомого безжалостного манипулятора.
Дилогия Яна Комасы – устрашающий портрет молодого поколения, остановившегося в духовном развитии и существующего без каких-либо нравственных ориентиров.
– Томек – герой нового времени. Он создаёт правила, поскольку имеет конкретную цель. Герой не смотрит ни влево, ни вправо. Томек просто наблюдает и даже удивляется тому, как много в людях агрессии. Он использует её, как дьявол, ухмыляющийся от жалости.
Комаса облекает обе истории в форму кибернетического триллера с элементами анимации, иллюстрируя т.н. «кино моральной катастрофы». Буллинг, хейтинг, троллинг становятся нормализованной формой общения, а доброта, честь, человеческое достоинство воспринимаются как чудачество и проявление слабости.
В 2013 году актёр Мачей Штур стал жертвой хейтеров во время развода с первой женой. За ложные публикации в интернете Штуру удалось отсудить у одного из 24 (!) изданий 100 000 злотых.
ГИАЦИНТ (Hiacynt / Operation Hyacinth), 2021
112 мин.; реж. Пётр Домалевски, в ролях: Томаш Зентек (Роберт), Хуберт Милковски (Арек), Марек Калита (Эдвард), Адрианна Хлебицка (Халинка) и др.
Коммунистическая Польша, середина 80-х. Роберт Мрозовски, молодой сержант гражданской милиции, расследует дело об убийствах гомосексуалов. Он внедряется в гей-среду и знакомится со студентом Ареком, который даёт ему некоторые важные сведения. Выясняется, что нити преступлений ведут на таинственную виллу, куда привозили юношей для утех высокопоставленных лиц. Общаясь с Ареком, Роберт открывает в себе гомосексуальность и начинает сомневаться в своей любви к невесте…
«Гиацинт» – секретная операция польской милиции, проводившаяся в 1985–1987 гг. Цель – создание базы данных на всех польских гомосексуалов и связанных с ними людей. За время акции было заведено свыше 11 тысяч досье. Причинами назывались борьба с группами повышенного риска (ВИЧ, проституция) и контроль «гей-криминальных» структур. Но в основном действия МВД использовались для сбора компромата на граждан Польской Народной Республики и их последующего шантажа. После операции «Гиацинт» многие геи уехали из страны или ушли в глубокое подполье.
– Есть много тем, о которых мы в этой стране не говорим. Но бывают периоды, когда мы сами выбираем, о чём молчать. Мы не прорабатываем свой плохой опыт, а «прячем его под ковёр»… Кто-то вдруг решил, что люди определённой сексуальной ориентации являются врагами нации. Абсурд! [Пётр Домалевски, из инт. для «WP Teleshow», декабрь, 2021].
Фильм Петра Домалевского «Гиацинт» польские критики отнесли к американскому жанру нуар за мрачную атмосферу, криминальную составляющую и преимущественно ночные сцены. Но куда больше эта картина соответствует польскому «кино морального беспокойства», возникшему на рубеже 70-80-х в период антикоммунистического движения «Солидарность». Социально-психологические драмы отличались крайне пессимистичным настроением и нередко заканчивались многоточием.
Домалевски уверенно соединил оба направления в сдержанной «эстетско-документальной» манере, добившись в отображении 80-х поразительной достоверности.
Подобно героям из «кино морального беспокойства», Роберт Мрозовски – индивидуалист, расшатывающий бездушную Систему изнутри. Его амбивалентная сексуальность – немаловажный, но второстепенный фактор. Роберт борется против коррупционности и лицемерия правоохранительных органов, которые по закону обязаны защищать человека, а не делать из него парию и козла отпущения.
Домалевски сознательно отказывается от критики МВД и анализа политического климата той поры. Его интересует внутренняя эволюция главного героя. Роберта часто показывают в отражении треснутых зеркал и тонированных стеклянных перегородок дома, на работе, в гей-тусовке. И ведь смотря на себя, он закономерно видит одного и того же человека, абсолютно заурядного, из толпы.
Роберт не подавляет внезапное влечение к юноше-информатору, упрямо продолжает расследование и с риском для жизни заканчивает его. Не такой ли одинокий протест является предтечей ЛГБТ-активизма?
«Ты такой, какой ты есть, – утверждают авторы фильма. – Прими себя, борись за себя!».
Виталий Гирон, специально для gpress.info
Подписывайтесь на наш Telegram-канал!
ЛГБТК-миграция. Большой путеводитель по переезду в безопасную страну