ЛГБТК-фильмы о мигрантах. Подборка от GPress.info
ЛГБТК+-миграция – острая тема последние несколько лет. Кинематограф отзывается на происходящие события картинами, которые показывают непростую жизнь в новой стране, особенно, когда ты представитель ЛГБТК+-сообщества.
НОРВЕЖСКАЯ МЕЧТА (Norwegian Dream), 2023
Польша – Норвегия – Германия, 97 мин.; реж. Лайв Игорь Девол, в ролях: Хуберт Милковски (Роберт), Карл Бекеле Стейнланд (Ивар), Эдита Торан (Мария) и др.
19-летний Роберт приезжает из Польши в Норвегию для работы на местном рыбзаводе. У него завязываются отношения с начальником смены, чернокожим ровесником Иваром. На заводе вспыхивает забастовка из-за недовольства польских мигрантов низкой оплатой труда. Ивар примыкает к ним, а Роберт стоит перед дилеммой: получить повышение, а вместе с ним и персональное жильё или поддержать соотечественников…
Дебютная игровая картина 46-летнего норвежского документалиста польского происхождения Лайва Игоря Девола основана на реальных фактах. 70 польских рабочих объявили 34-дневную забастовку на одном из норвежских рыбных заводов, добиваясь коллективного трудового договора.
– Как иммигрант во втором поколении, я увидел и другую сторону Норвегии, со стеклянными потолками и социальным неравенством. Поляки – крупнейшее меньшинство в Норвегии с населением в 110 000 человек. Для некоторых жизнь действительно трудна, поскольку они часто не интегрируются в общество, и многим трудно выучить язык. [Лайв Игорь Девол, из инт. для «Screen Daily.com», ноябрь, 2022].
Норвежская мечта аналогична прославленной американской – свобода, равные права и возможности. Однако этот тезис, по сути своей, умозрителен. Система, которой подчинено любое человеческое общежитие, не терпит ни равенства, ни индивидуализма.
У героев фильма Девола скромные мечтания и амбиции. Ивар хочет стать актёром, что категорически не приемлет его отчим, директор завода. Роберт, взявший на себя семейные долги, мечтает открыть в Норвегии автозаправку. Всего этого можно достичь, оставаясь в Системе и играя по её правилам. Быть вне Системы значит быть маргиналом, отщепенцем, а значит – волей-неволей нарушать закон.
Лайв Игорь Девол уверенно заявляет о насущной проблеме мигрантов, следуя канонам социального кино британца Кена Лоуча и бельгийцев братьев Дарденн. Но сосредоточившись на отношениях польского приезжего и чернокожего коренного норвежца, автор делает крен в сторону романтической драмы. Однако «любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда»…
Номинации на премию Норвежской киноакадемии «Amanda» (2023): лучший режиссёр, сценарий, актёр (Хуберт Милковски).
МГНОВЕНИЕ В КАМЫШАХ (A Moment in the Reeds), 2017
Финляндия – Великобритания, 108 мин.; реж. Микко Мякеля, в ролях: Янне Пуустинен (Леви), Буди Каббани (Тарек), Мика Мелендер (отец) и др.
Студент литературного факультета Леви приезжает из Парижа к отцу в Финляндию, чтобы помочь отремонтировать загородный дом. Для отделочных работ отец приглашает Тарека, молодого беженца из Сирии. Между Леви и Тареком вспыхивают чувства, но смогут ли они быть вместе?..
Полнометражный режиссёрский дебют бывшего клипмейкера, 28-летнего Микко Мякеля на тематических кинофестивалях представлялся, как первый ЛГБТ-фильм Финляндии. Это не совсем так. В 2010-м вышел 45-минутный телефильм Элиаса Коскимиеса «Дни, похожие на сон» о группе дрэг-квин, похитившей беременную жену гомофобного политика. А в январе 2017-го – биографическая драма Доме Карукоски «Том из Финляндии» о художнике Тоуко Лааксонене, известном своими брутальными гомоэротическими рисунками. «Мгновение в камышах», по признанию автора, появилось, чтобы восполнить пробел в создании квир-фильмов в Финляндии и отреагировать на миграционный кризис в стране.
– Я хотел показать потребность маргинальных групп различных меньшинств противостоять истеблишменту и предрассудкам. Важность того, что белые гомосексуалы и цветные сообщества, будучи маргиналами, находят общий язык и борются с нетерпимостью… Это своего рода призыв к толерантности. [Микко Мякеля, из инт. для «SEATTLE GAY SCENE», июнь, 2018].
«Мгновение в камышах» снималось на мизерный бюджет, без господдержки, поскольку финское кинопроизводство, как и зритель, ещё не готово к такого рода проектам.
– Я начал работу весной 2016-го после прибытия в Финляндию большого количества сирийских и иракских беженцев. Это привело к всплеску ксенофобских настроений в финском обществе. Поэтому создание фильма было ответом на эту атмосферу растущих нетерпимости и ненависти. [Микко Мякеля, из инт. для «Cinema Without Borders», октябрь, 2018]
Картине, при некоторой вторичности, досадных технических ляпах, скрытой рекламе, не откажешь в лирической интонации. Исполнители главных ролей, открытые геи Янне Пуустинен и Буди Каббани (который действительно эмигрировал из Сирии в Финляндию в 2014 году) активно импровизировали во время съёмок. Часть диалогов, звучащих в фильме, принадлежит им.
Неожиданны и библейские аллюзии. В сценах прогулок героев по зарослям камыша легко принять Леви и Тарека за новоявленных Адамов, затерявшихся в идиллических райских кущах финской провинции.
Автор симпатизирует обоим персонажам, но больше – к тихому и доброму Тареку, который после всех ударов судьбы не утратил веру в людей и сохранил доверчивый, бесхитростный взгляд.
Номинации на премии Финской киноакадемии «Jussi» (2019): актёр в главной роли (Янне Пуустинен), актёр 2-го плана (Буди Каббани).
МАЛЬЧИКИ С ВОСТОКА (Eastern Boys), 2012/2013
Франция, 128 мин; реж. Робен Кампийо, в ролях: Оливье Рабурден (Даниель), Кирилл Емельянов (Марек/Руслан), Даниил Воробьёв (Босс) и др.
50-летний бизнесмен Даниель «снимает» на парижском Северном вокзале украинского юношу и становится объектом шантажа молодых беженцев из СНГ. Однако Даниель привязывается парню и делает всё, чтобы вытащить его из порочного круга. Но для этого юноше надо выкрасть свой паспорт у русского криминального авторитета по прозвищу Босс…
Вторая режиссёрская работа сценариста Робена Кампийо весьма напоминает социально-молодёжные драмы его давнего партнёра Лорана Канте. Кампийо заимствует ту же документальную стилистику и отстаивает в своих фильмах гражданскую позицию. Его картина «120 ударов в минуту» (2017), посвящённая проблемам гей-активизма и СПИДа, имела огромный успех в Франции и стала лучшим фильмом года. «Мальчики с Востока» всё же страдают неоправданными длиннотами и лишь в последней трети повествования превращаются в напряжённый триллер.
– У меня были знакомые, которых уж очень привлекал французский Национальный фронт. Они рассказали обо всех ужасных вещах, которые творят эти «иностранцы». Мои знакомые в молодости тоже занимались грабежами, продавали наркотики и сами употребляли. Нельзя ожидать, что иммигранты, легальные они или нет, будут ангелами. [Робен Кампийо, из инт. для «The Sydney Morning Herald», февраль, 2015].
Мальчики с Востока (преимущественно из республик бывшего Советского Союза) показаны отнюдь не жертвами коррумпированной системы, а криминальной субкультурой. Более того –полноценной ячейкой капиталистического мира.
В этом существенное отличие фильма Кампийо от творчества поляка Виктора Гродецкого. В его работах «Не ангелы, но ангелы», «Тело без души», «Мандрагора» тинейджеры предстают «агнцами на заклание», даже если сознательно выбирают такой путь. Как результат – смакование натурализма и ориентир на эпатаж делают из фильмов Гродецкого зрелище, которое невыносимо смотреть.
У Кампийо всё куда оптимистичнее – главный герой испытывает к пареньку отцовские чувства и предлагает помощь в рамках законов страны. Роль юноши-беженца сыграл 20-летний русский актёр Кирилл Емельянов. В его исполнении, без раздражающей истеричности и манерности, чуткий и неглупый Руслан становится символом молодого поколения, прозябающего на обочине жизни в чужой неприветливой стране. Интересно, что в октябре 2022 года Емельянов был внесён в санкционный список Украины за «поддержку ***ского режима».
Номинации на премию Французской киноакадемии «César» (2015): лучший фильм, режиссёр (Робен Кампийо), многообещающий актёр (Кирилл Емельянов).
Приз МКФ в Венеции (2013) за лучший фильм программы «Горизонты».
БОЖЬЯ ЗЕМЛЯ (God’s Own Country), 2017
Великобритания, 104 мин.; реж. Фрэнсис Ли, в ролях: Джош О’Коннор (Джонни Саксби), Алек Секаряну (Георге), Джемма Джонс (бабушка), Иэн Харт (отец) и др.
20-летний Джонни Саксби живёт с отцом и бабушкой на животноводческой ферме в Йоркшире. Ферма дохода не приносит, полупарализованный отец требует постоянного ухода. Джонни заглушает отчаяние спиртным и лихорадочным сексом с местным студентом. С приездом на сезон окота Георге, мигранта из Румынии, в жизни Джонни появляется просвет…
Эта нашумевшая картина 47-летнего дебютанта, британца Фрэнсиса Ли довольно быстро разошлась на цитаты в фильмах молодых начинающих кинематографистов из Центральной и Северной Европы. В свою же очередь «Божья земля» – реверанс американской «Горбатой горе» (2005), получившей в ЛГБТ-кино статус неоклассической. Правда, сам Ли всячески открещивался от прямых сопоставлений обеих картин.
«Божья земля», в отличие от своей знаменитой предшественницы, сурова, немногословна, без сусального мелодраматизма и визуальной роскоши. Фрэнсис Ли придаёт своей истории социально-политическую окраску. Сельское хозяйство, по наблюдениям британских кинематографистов, нечто консервативное и старомодное. Это изолированное общество с высоким процентом депрессивных состояний и самоубийств, поскольку средства для жизни целиком зависят от погоды, субсидий и мигрантов.
Вот и в своём фильме Ли рисует существование Джонни Саксби мрачными, холодными красками. Отёлы, стрижка овец, уборка навоза, ремонт ограды – гнетущая рутина. Это замкнутый круг, в котором приезд неимущего румынского гастарбайтера Георге – самый раздражающий фактор. Но именно с его появлением в кадре появляются тёплые тона, от нежно-пшеничного до насыщенно-персикового.
– Мой фильм – это фантазия о том, что произошло бы, останься я жить в Йоркшире… Работая на свалке, я познакомился с румынским парнем, самым красивым и приятным мужчиной. Он подвергся ксенофобским оскорблениям в Лондоне. Его опыт повлиял на характер Георгия. Я был шокирован и пристыжён той реакцией, которую он вызвал в моей стране. [Фрэнсис Ли, из инт. для «The Guardian», август, 2017].
Картина может оттолкнуть некоторым натурализмом, как животноводческого, так и эротического плана. Но в своей картине открытый гей Фрэнсис Ли неоднократно подчёркивает, что гомосексуальное влечение не только естественная предрасположенность. Это древний звериный инстинкт, суть которого в завоевании и подчинении. Если конкретнее, то в социальном плане – хозяин/слуга, а в сексуальном – актив/пассив. Причём ролевые модели могут меняться.
К сожалению, следующая картина Ли «Аммонит» (2020), о любви двух молодых женщин, построена почти по той же сюжетной схеме и особого впечатления не производит.
Британское независимое кино / British Independent Film Awards (2017).
Премии: лучший британский независимый фильм, актёр (Джош О’Коннор), дебют сценариста (Фрэнсис Ли) и звук. Номинации: режиссёр (Фрэнсис Ли), сценарий, актёр (Алек Секаряну), актёр 2-го плана (Иэн Харт), режиссёрский дебют, продюсирование и подбор актёров.
Номинация на премию Британской киноакадемии BAFTA (2018): лучший британский фильм года.
Виталий Гирон, специально для gpress.info
Подписывайтесь на наш Telegram-канал!
ЛГБТК-миграция. Большой путеводитель по переезду в безопасную страну