Как живут ЛГБТК+ люди в регионах Беларуси
Этот текст – наблюдения и выводы беларуского гея, который с рождения и до 2023 года жил в одном из областных центров Беларуси.
Законодательство Беларуси не содержит явных, впрочем, как и любых других защитных механизмов для ЛГБТQ+ граждан от дискриминации на основе их сексуальной ориентации или гендерной идентичности.
Отсутствие конкретных законов, направленных на защиту прав ЛГБТК+, означает, что эти люди остаются уязвимыми перед дискриминацией на работе/учебе.
Важно отметить, что проявление ЛГБТQ+ активности или идентификации может вызвать гомофобные реакции не только со стороны общества, но и со стороны властей.
И в этом смысле, мы попадаем в очень интересную ситуацию, в которой не существует никаких правовых инструментов для своей самозащиты, которыми можно было бы воспользоваться. Открытое выражение сексуальной ориентации или гендерной идентичности может подвергнуть людей риску социального изоляции, дискриминации или даже насилия.
Чем опасно положение, в котором отсутствуют инструменты правовой защиты?
Если верить последним новостям, то силовики-слабовики устанавливают контакт с ЛГБТК+ в приложениях для знакомств, общаются, а затем назначают встречу. На месте парней задерживают и отвозят в отделении. Под такой прессинг попадают в том числе и несовершеннолетние.
Молодых людей не только задерживают без основания, но и шантажируют их переписками и фото, обещая рассказать на учебе, работе, в школе или дома. При этом, никого официально не оформляют согласно требованиям закона.
К нашему всеобщему сожалению, это не единственный кейс и что важно отметить, не единственный именно публичный кейс, о котором нам стало известно. Существуют и другие прецеденты, которые не получили огласку.
Региональные особенности:
В различных регионах Беларуси отношение к ЛГБТК+ может существенно различаться. Некоторые области страны могут характеризоваться более выраженным негативным отношением к ЛГБТК+, в то время как в других, могут наблюдаться более толерантные и открытые взгляды на разнообразие сексуальных ориентаций и гендерных идентичностей.
Поделимся личным опытом гея из Витебска
*имена выбраны случайным образом
«Привет, читатель. Меня зовут Слава, мне 18 лет, и я гей из Беларуси, правда, летом был вынужден покинуть страну. Хочу поделить с тобой своим опытом и переживаниями, с которыми я столкнулся в своем северном городе.
Пожалуй, с самого детства я слышал какие-то гомофобные высказывания от своих родственников, что «ну вот, опять про этих пробирочных говорят, я бы е*нул их всех».
Мне казалось, что все хорошо, до момента, пока у меня не появился доступ в интернет и я не стал узнавать про «пробирочных» больше.
Шло время, еще тогда во «ВКонтакте» я находил группы для знакомств, искал про какие-то тайные места встреч и к слову находил. Например, у нас это был определенный балкон в центре города, где собирались ребята и девочки «из темы».
Надо признать, на тот момент мне было очень тяжело, потому что я не до конца понимал что со мной происходит, а поговорить с кем-то об этом было очень страшно.
Ближе к старшей школе стало чуть проще, я обзавелся надежными друзьями, вернее подругами, которые первыми про меня узнали, это была Соня и Рита.
Это не было для них каким-то удивлением, они приняли меня и поддержали. Чем дальше шло время, тем дальше мне хотелось быть от родственников, которые считали таких как я «пробирочными».
Региональная гомофобия
Мы наблюдаем тенденцию, что именно северные регионы и города Беларуси, такие как, например, Витебск, Могилев – более гомофобные. В то время как более южные, а это у нас Гродно, Брест и Гомель – более принимающие и открытые для ЛГБТК+ людей.
Это обусловлено историческими факторами, в том числе и экономическими. Но об этом мы будете говорить чуть позже.
В данном случае не мы берем во внимание Минск, а делаем акцент на регионах, которые потенциально более гомофобных и враждебно настроены. Под регионами, мы понимаем именно областные города, о которых далее и пойдет речь.
Снова сделаем небольшую ремарку и обратим внимание на радостную историю гея из Могилева
*имена выбраны случайным образом
«Это снова я, Слава. Как я говорил раньше, время шло, я начал узнавать про ребят из «темы» в социальных сетях и вдруг познакомился с парнем из Могилева, его звали Никита.
Меня так удивляло, почему он пишет со своей основной страницы.
«А почему не скрывает свои фотографии? А что если РОДИТЕЛИ узнают?!?», – недоумевающи восклицал я!
«Неужели тебе не страшно», – спросил я. На что Никита ответил: «Не страшно, мои родители знают и поддержали меня. Они сказали, что для них самое главное – это то, что я их сын».
Прошло много времени, я уже потерял связь с Никитой, но эта история останется у меня в памяти навсегда».
По какой причине получилось так, что регионы более гомофобны?
Тому есть несколько объяснений.
Первое и пожалуй самое очевидное – столица это про космополитичность, или открытость к чему-то новому, ввиду большого разнообразия религий, мнений, взглядов и культур. В то время как в регионах картина другая.
Второе объяснение, как ни странно – образование и доступ к информации. В столице чаще доступны образовательные ресурсы, в том числе возможности получения информации о ЛГБТК+ тематике.
Третья и не менее значимая причина – экономический и социальный статус. И в этом смысле, чем более обеспечен человек, именно в денежном эквиваленте, тем больше у него времени, чтобы подумать о чем-то важном, в некотором смысле высоком и духовном. У человека обеспеченного появляется время обратить внимание на свои ценностные ориентиры, сделать переоценку.
Чем это объясняется?
Зачастую, если мы говорим про обеспеченного человека, базовые потребности которого удовлетворены, а это например безопасность (жилье), вода и еда, то согласно пирамиде потребностей, в поле внимания попадают другие вещи.
Сюда же можно отнести и тот факт, что если человек обеспечен и самодостаточен, им довольно тяжело манипулировать.
Как мы оказались там где оказались и почему так вышло?
Как вы думаете, являются ли ЛГБТК+ люди проблемой для современных обществ? А актуальна ли эта повестка для населения? Попробуем разобраться.
В этом смысле, будет довольно показателен пример россии, в которой происходит угнетение ЛГБТК+ сообщества. Например, посредствам закона против пропаганды ЛГБТК+. Хотя до сих пор остается непонятным, как именно она происходит, но об этом в другой раз.
Сюда же, к инструментам угнетения можем отнести и недавно принятый закон о признании несуществующей (!) международной организации ЛГБТК+ экстремистским формированием.
Если вернуться назад в историю всего на 10-15 лет назад, мы увидим, что такой «проблемы» не стояло. Почему так?
Как показывает история, довольно часто автократические режимы приходят в упадок, из-за чрезмерной коррупции и некомпетентности, которые приводят к эрозии всех государственных институтов.
Тоже самое произошло и с режимом путина. В ситуации экономического упадка, очень важно отвлечь внимание граждан от реальных проблем. Какие же существуют варианты, спросите вы? Все правильно – маргинализировать какую-то группу, в нашем случае, это ЛГБТК+.
В похожей ситуации оказался и лукашенко, такой же автократический правитель.
Когда нечем хвастаться с точки зрения экономики, искусственно создается враг, против которого настраивается масса людей.
«Привет, это опять я – Слава. Поделюсь еще одной личной историей. К 16-ти годам, когда я узнал, что я такой не один, то возобновил поиски людей, похожих на меня.
Я узнал, что есть общее пространство, где собирались ЛГБТК+ со всего города. Первая мысль — я хочу туда!!! Меня сопровождала целая буря эмоций: страх, тревога, радость, паника, ликование, слезы счастья и отчаяние.
И хочу сказать, это того стоило – вместе мы пели песни, играли в настолки, обсуждали последние сплетни, ну а куда же без этого. Прекрасно помню то чувство и свои мысли, когда я только пришел туда: «Я не один!». Я наконец почувствовал спокойствие, принятие, безопасность.
К сожалению, сейчас этого места, как и тех людей уже нет. Люди разъехались, а место разрушается под гнетом времени».
Перспективы:
Вопросы прав ЛГБТК+ становятся все более актуальными в мировом контексте. Возможно, в будущем изменится законодательство и общественное мнение в Беларуси, содействуя более равноправному отношению к ЛГБТК+.
Однако, как бы грустно это не звучало, очень тяжело рассчитывать на какие-то позитивные изменения в ближайшей перспективе на 5-10 лет, если действую режим лукашенко сохранится.
К сожалению, мы можем прогнозировать, что и без того плохая ситуация с положением ЛГБТК+ людей в регионах Беларуси будет только ухудшаться.
Тяжело рассчитывать на изменения в стране, где власть захвачена бандой, которая постарается сделать все, чтобы остаться, а для этого нужен враг.
Сложно говорить про позитивные перспективы в силу того, что рассматриваемый к принятию закон о запрете ЛГБТК+ пропаганды будет решать сразу несколько «задач» режима. Одна из которых – маргинализация группы населения и приобретение нового инструмента для репрессий.
Уладзь
Текст подготовлен в рамках #stopsilence campaign
Изображения сгенерированы нейросетью. Промты — Gpress.info
Подписывайтесь на наш Telegram-канал!
ЛГБТК-миграция. Большой путеводитель по переезду в безопасную страну