Культура ксенофобии Олега Рожкова

Культура ксенофобии Олега Рожкова

время чтения: 3 мин

Когда мы слышим слово «ксенофобия», то представляем себе предвзятого, недоверчивого, закрытого и, возможно, агрессивного человека, но вряд ли ассоциируем это качество с собой.

 В своём творчестве арт-директор Олег Рожков провоцирует каждого увидеть своего внутреннего хищника и почувствовать свою ксенофобию. Но лишь для того, чтобы перестать ее игнорировать и научиться с ней работать. Воспринимая толерантность не как ценность, которую достаточно просто принять, а как навык, который мы вырабатываем, лучше понимая тех, кого считаем «чужими».

Такой подход Олег Рожков называет «Культурой ксенофобии»

 Находясь в постоянном автоэтнографическом эксперименте, Олег исследует ксенофобию на своём опыте, наблюдая за своими реакциями и систематизируя эти наблюдения. Полученные инсайты находят отражение в его творчестве и коллаборациях с другими креаторами. Через универсальный язык искусства он неизменно призывает зрителей к инклюзии и толерантности.

Культура ксенофобии Олега Рожкова

Не исключением стали два новых проекта, которые Олег Рожков презентовал на этих выходных в галерее Open Eye в Ливерпуле. Один из них – арт-видео «Свадебное НЕравенство в Украине», посвящённое теме однополых партнёрств, снятое в коллаборации с украинским режиссёром Юрием Движоном. 

Видео ряд переносит нас в воображаемый мир, где гетеросексуальные пары не могут узаконить свои отношения. События происходят во время войны в Украине, что усугубляет проблемы, с которыми сталкиваются пары – невозможность оформить опеку над своими детьми или навестить раненого партнёра в больнице.

Видео заканчивается документальной частью, в которой квир-актёры делятся своими реальными историями, которые объединяет одна мечта – чтобы государство признало их отношения.

 Используя репортажный элемент, авторы связывают воображаемое с реальным, делая опыт ЛГБТК-людей более понятным для консервативной части украинского общества. Этот приём выдаёт журналистский бэкграунд Олега Рожкова, который более 10 лет работал на белорусско-польском телеканале Белсат.

Культура ксенофобии Олега Рожкова

Арт-видео создано в рамках адвокационной кампании в поддержку законопроекта о однополых партнёрствах в Украине, который сейчас рассматривается Верховной Радой. Это не первый опыт Рожкова в адвокации прав ЛГБТК-сообщества. В 2010 году он основал правозащитную организацию «Журналисты за толерантность», в рамках которой занимался развитием культуры толерантности и инклюзии в обществе, через повышение позитивной видимости уязвимых групп в медиа и искусстве, работая на стыке культуры, медиа и прав человека. 

Второй представленный в Ливерпуле проект Рожкова, на этот раз в сотрудничестве с белорусским фотографом Сергеем Язловецким – «Петешевствием в Эдем» , продолжает раскрывать тему войны, ксенофобии и принятия. На этот раз Рожков выступает не только автором, но и объектом наблюдения. 

На протяжении двух лет Сергеей Язловецкий делал фотографии Олега и его партнёра Андрея. В цикле запечатлены первые годы пары в Британии после вынужденной миграции из Украины.

Культура ксенофобии Олега Рожкова

Благодаря изобретательному использованию длинной выдержки, фотографии стремятся ярко передать глубокую тревогу и эмоциональные переживания пары. Намеренное искажение их тел во время длительной экспозиции отражает хаос их прошлого и нынешнюю неопределённость, создавая мощную визуальную метафору. 

Серию фотографий дополнили откровенные саморефлексивные тексты партнёров, которые усиливают эффект интимности, погружая зрителей не только в личное пространство героев, но и в их переживания и мысли. 

В своём тексте Рожков рассуждает о псевдотолерантности авторитарных обществ и вводит термин «социальная кастрация», которой подвергаются квир-люди. 

— Все могли сказать, что я другой, но пока я продолжал вести себя «нормально», меня терпели. Я понял, что моя подлинная сущность считается в местной культуре дефектной и никчёмной.

Процесс, когда общество забирает возможность выражать, кто ты есть, я описываю как социальную кастрацию.

Это тихий процесс, в который вовлечены коллеги, друзья и родственники, — пишет автор в своём тексте.

Культура ксенофобии Олега Рожкова

Откровенная исповедь Рожкова Олега в проекте «Путешествие в Эдем» даёт нам ключ к пониманию, почему в творчестве автора часто звучит тема инклюзии квир-сообщества. Обе работы комплементарно дополняют друг друга, показывая с разных сторон опыт проживания ЛГБТК-сообщества, вызывая эмпатию и сопереживание у широкой аудитории помогая бороться с предубеждением и гомофобией.

 

Елена Рабкина