Казахский квир-театр: немного свободы среди автократии
Согласно индексу «Statista» (ФРГ), опубликованному в 2024 г., Казахстан – наиболее безопасная и открытая страна для ЛГБТК+ путешественников в Центральной Азии и СНГ (Россия, Беларусь, Армения, Азербайджан, Республика Молдова).
ЛГБТК+ в Казахстане и Беларуси
Повлияли на столь высокий рейтинг такие факторы, как рост активности квир-комьюнити, работа дружественных общественных пространств в Астане и Алматы, отсутствие дискриминационных законов.
Таким образом, положение прав ЛГБТК+ в Казахстане – республике, заседающей в пророссийских ОДКБ и ЕврАзЭС, – парадоксально оказалось значительно более перспективным, чем в Беларуси. Что подталкивает к поиску социально-политических аналогий и противоречий.
После Январских событий 2022 г. и частичного демонтажа власти «первой семьи» Назарбаевых, в стране установилась автократия президента Кысым-Жомарта Токаева с многовекторной международной политикой. Это соответствует курсу Александра Лукашенко в период «оттепели» 2014 – 2019 гг.
Официальная Астана демонстрирует нейтралитет в Российско-Украинской войне. Кроме того, следует заметить, что образ жизни крупных городов Казахстана создает впечатление о республике как о наиболее европеизированной и светской стране в Центральной Азии.
После недавней ведомственной классификации Министерства культуры Республики Беларусь «нетрадиционных половых отношений» как одной из форм порнографии, беларусское квир-искуство внутри страны фактически криминализировано.
Казахское квир-искусство
Существует ли казахское квир-искусство? Не одно десятилетие оно оставалось «белым пятном» для исследователей, ценителей, самого комьюнити. Однако, в Алматы идет спектакль «Отчет для академии» независимого театра «Дом Q», о котором необходимо рассказать подробнее.
Идея и постановка – Кеша Башинский, драматургия – Женя Сташков и Альмира Исмаилова, пространство – Ольга Суслова и Алина Гаврилова, премьера – 24 февраля 2024.
Сюжетную канву спектакля обозначает новелла Франца Кафки «Отчет для академии». Это история о захваченной моряками обезьяне по прозвищу Красный Петер, которой пришлось уехать в большой город, получить имя и стать человеком, чтобы выжить.
В 2019 г. писатель, философ, арт-куратор, квир-теоретик и активист с идентичностью трансгендерного мужчины Поль Б. Пресьядо, выступая перед академией психоанализа с речью о своем опыте транс-перехода, использует образ Красного Петера. Резко критикуя систему патриархального колониального угнетения. Позднее его речь будет опубликована в книге «Я монстр, что говорит с вами».
В спектакле также цитируются произведения Маккензи Уорк, Донна Харауэй, Фрэнсиса Фукуямы и др. Вместе с тем звучат фрагменты текстов казахских квир-авторо_к и исследователь_ниц – Руфии Дженрбековой, Ануара Дуйсенбинова, Зарины Мукановой, Рамиля Ниязова и др.
В спектакле отчет принимает Алматинская академия МВД Республики Казахстан им. М. Есбулатова. Мучительная театральная пауза во вступлении нависает над аудиторией, остающейся наедине с экраном. На него проецируются кадры протестов за восстановление единства Германии в 1990 г. Нагромождение вещей, лишенное формальной логики, создает материальный мир спектакля, превращая героев Поля (артист Максим Сиваков) и Елену (артистка Елена Набокова) в статичных манекенов.
Драматургия предлагает зрителю два плана – диалог героев на сцене (на русском и казахском языках) и полилог безвестных голосов, в котором сочетаются традиции радиотеатра, перформанса, вербатима. Спектакль сопровождается титрами с переводом всего текста на казахский язык, транслируемыми на небольших плазменных экранах.
Красный Петер Франца Кафки в данном случае – социально маргинализованный ЛГБТК+ человек, вынужденный доказывать, что он_а равнознач_на большинству.
А вынужденное подражание обезьяны людям – это поиск своей идентичности современным человеком.
Эстетика аниме, манга и японской эротики становятся в спектакле ключевым средством деколониального обживания массива европейских тестов и опытов. «Отчет для академии» театра «Дом Q» – безоговорочно важная для постсоветской реальности энциклопедия всемирной квир-истории с многочисленными отсылками к иконам и артефактам.
Среди них – женские портреты Тамары де Лимпицкой, голос Эдит Пиаф, мемуары Юкио Мисимы, граффити Дмитрия Врубеля «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви» и др. Именно экранный видеокаллаж в первую очередь создает визуальный образ спектакля.
Культурные цитаты сменяют одна другую, как reels в TikTok – в стремительном интеллектуальном ритме поколения Z
Предваряет финальную сцену песня «Кошка бога» на стихотворение Александра Вавилова, а исполняет ее удивительный хор панд в обстоятельствах техногенной катастрофы.
Режиссер Кеша Башинский комментирует свою работу следующим образом: «Когда мы начали работу, то сразу поставили себе задачу убрать центр внимания с актеров. Нам хотелось увидеть, как отдельные элементы пространства начнут взаимодействовать друг с другом без привязки к человеческому телу. Это не первая моя работа в Казахстане, в которой я стараюсь реализовать такой подход.
В декабре 2023 года при поддержке проекта “Egin” и квир-пространства “Bult” я поставил спектакль “Шахмардан выходит из колодца”, где сопротивление квир-персон было репрезентировано в контексте общего деколониального сопротивления казахского народа. До этого в июне я выпустил перформанс для одного зрителя “Я вышел из чулана в 03:54”, в котором я делился опытом осознания себя квиром и публичного каминг-аута. За один месяц перформанс посмотрели около 100 человек, а 50% выручки были направлены НКО, поддерживающим транс-персон в Казахстане, Украине и России».
К сожалению, в борьбе за социально-культурное, а порой и физическое, самосохранение постсоциалистическое ЛГБТК+ сообщество остается довольно разобщенным и неосведомленным о национальных контекстах в регионе. Убеждена, что это знание необходимо для консолидации, сохранения и развития квир-комьюнити…
Лика Ярмолова
Подписывайтесь на наш Telegram-канал!
ЛГБТК-миграция. Большой путеводитель по переезду в безопасную страну