Самоорганизация квир-беларусов в Литве
Для меня реально важно быть частью сообщества. Так я чувствую, что не одинок и у меня есть поддержка. У нас есть общие проблемы, одинаково гомофобные родственники, государства. Сложности, которые из-за этого возникают.
Я не из тех счастливчиков, у которых принимающая семья. Скорее наоборот. Было несколько ярких ситуаций, которые показали мне, что дело дрянь. Одна из них произошла в канун Нового года, 31 декабря. Все по классике: на кухне играет «Голубой огонек», мама с бабушкой доделывают оливье. Папа и дядя сидят на балконе, курят, говорят о работе.
Мы садимся за стол, и тут я слышу голос дяди:
“Бл*ть, опять эти пробирочные в телевизоре”
От неожиданности я поперхнулся оливье и переспросил: «Что?». Остальным за столом было нормально, никого ничего не смутило. Как я понял, он говорил про Киркорова и Баскова, которые пели на «Голубом огоньке».
Дядя смотрит на меня и говорит: “Ну вот ты разве не согласен со мной? Они же все там пробирочные”. Я продолжал сидеть молча, думая о том, неужели гомофобия все еще существует. Тема замялась, а я все сидел и недоумевал: как это вообще возможно? Началось соревнование — кто придумает самую остроумную шутку про “пробирочных”. В лучших традициях моей семьи мы дошли до “пендосов”, которые хотят развалить Россию, и секс-ЛГБТ-инструкторов из НАТО.
На тот момент я уже занимался ЛГБТК+ активизмом, и в голове крутилась мысль:
«Если бы вы только знали, что один из них сидит в этой комнате!»
После «шоу», которое я увидел за столом, мне стало страшно и тревожно. Было понятно, что я не смогу рассказать о своей ориентации любимым и близким. От этого на душе становилось еще мрачнее. Я начал чувствовать что-то странное, похожее на пасмурную, дождливую погоду глубокой осень, постепенно проваливаясь куда-то в глубину своей души. Меня одолела беспомощность.
Гетеросексуальность под вопросом?
Помимо моей гомофобной семьи, есть и гомофобное государство. Думаю, вы прекрасно помните фразы Лукашенко. На тему того, что женщинам лесбиянство он прощает, а вот мужчинам — нет! Это мерзость! По моему скромному мнению, он сомневается в своей гетеросексуальности. Но это уже совсем другая история.
Тут меня посетила одна мысль. Получается, что, будучи частью ЛГБТК+ сообщества, мне нужно прикладывать как минимум в два раза больше усилий, чтобы просто жить эту жизнь. Почему? Потому что каждый день наполнен квестами. Начиная от семейных застолий, заканчивая Лукашенко и его нездоровым интересом к ЛГБТК+ сообществу. Чтобы обеспечить себе комфортную жизнь, такую же, как у белых, цисгендерных мужчин, мне нужно пройти несколько кругов ада. Буквально побороться за право просто быть. Отсюда возникает термин “уязвимая группа”. Мы еще к нему вернемся.
Осознав всю тленность бытия, я задался вопросом: что с этим делать? Мое решение не стало прорывным. Я действовал из логики “Если не можешь что-то победить, нужно это что-то возглавить.” Примерно так и родилась идея создать инициативу Future. Она стала одним из мест сбора белорусских квиров в Литве. Местом, где можно получить поддержку, помощь и понимание.
В 2020 году мы получили хороший урок. Консолидация — это великая сила
Она может вершить судьбы не просто десятков или сотен тысяч, а миллионов людей. Грубо говоря, объединяясь, мы становимся сильнее. Как показала практика Future_lt, это действительно так. Когда мы только начинали свою работу как инициатива, перед нами стояла одна большая задача, и она никуда не делась: поддержка молодых ЛГБТК+ белорусов, проживающих в Литве. Эта группа является трижды уязвимой. Можете попробовать представить, во сколько раз нужно больше сил, чтобы просто жить эту жизнь.
Принадлежность к ЛГБТК+ сообществу уже по определению делает нас уязвимыми. Эмиграция добавляет своих приколов: легализация, поиск жилья, другая языковая и культурная среда. А если вы еще и молодежь — я вас поздравляю. Нет опыта работы, квартиры, не знаете, что делать со своей жизнью? Список трудностей, с которыми сталкиваются эти группы, огромен. А теперь представьте, что это объединяется в одном молодом ЛГБТК+ белорусе. Комбо!
Что с этим делать?
Я не знаю. Мне кажется более важным задать следующий вопрос: а что МЫ можем сделать? Консолидироваться и объединить усилия. Продолжать формировать сообщество. Часть этой работы пробует выполнять Future_lt.
Проводя офлайн-ивенты, мы стали замечать, что к нам приходят не только ЛГБТК+ беларусы, но и литовцы, казахи, израильтяне, россияне. Получается какой-то мультикультурный движ. Хорошо это или плохо? Нам кажется, что хорошо. На ивентах не стоит ценза по национальности. Не потому, что мы хотим сосредоточить все ЛГБТК+ сообщество именно у нас, а потому что ни одно сообщество, страна или группа не может существовать отдельно. Мы живем в эпоху глобализации, и в этом ее прелесть.
Как ни странно, но мы с легкостью находим общий язык. Формируем безопасное, доверительное пространство, где нет места сексизму, гомофобии, бифобии и любым другим формам дискриминации. Глобально, эта история о том, как ЛГБТК+ ребята пяти разных национальностей проводят время вместе, обогащая и дополняя друг друга.
Почему это важно
Эти воспоминания заставляют меня ценить важность поддержки и принятия, которые я нахожу в своем новом сообществе. Мы делимся не только своими проблемами, но и радостями, поддерживаем друг друга в трудные времена и вместе радуемся успехам. Это дает мне силы и уверенность, что мы можем изменить мир к лучшему, начиная с наших собственных сообществ.
Проживание в эмиграции, особенно в условиях непринятия со стороны родных, подчеркивает, насколько важны инклюзивные и поддерживающие сообщества. Они дают нам возможность быть собой и чувствовать, что мы не одиноки в своих переживаниях и стремлениях.
Вот пару отзывов о том, как все это происходит:
“Точно помню, что пришла на свой первый ивент от Future осенью 2023 года. Вроде это были воркшопы про тело и телесность. Об этом ивенте я узнала через Инстаграм, там мне попалась реклама, ну и я подумала, а почему бы и нет.
Конечно, было страшно идти, потому что я никого не знала. Поэтому взяла с собой подругу. Вместе все проще. Единственное, что меня смущало, так это то, что мероприятие бесплатное. Смущает и сейчас. Не могу в это поверить почему-то. Но вообще, я рада, что попала в эту тусовку.
Я идентифицирую себя как белоруска, потому что родилась там, но живу в Литве и имею литовский паспорт. Помню, я еще смутилась, что эта движуха для белорусов. И было интересно, примут ли меня. Никаких сложностей не возникло.
Позже я узнала, что на ивентах есть ребята из Казахстана, России, ну понятно, сами белорусы и даже литовцы.”
Или вот ещё отзыв:
“Меня привела моя подруга, которая увидела рекламу в Инстаграм.
Я рада, что у меня наконец появилось место, где могу тусить с квирами!
Плюс не просто проводить время, но еще и учиться в каких-то сферах. У них было много ивентов про тело и телесность, самоощущение, язык любви, на которых я сделала много выводов о себе. Прикольно, что есть такое место. Классно, что там собираются квиры, от этого гораздо комфортнее. Я думала, что ничего такого у нас в городе нет”.
Уладзь
Изображения сгенерированы нейросетью. Промты — Gpress.info
Подписывайтесь на наш Telegram-канал!
ЛГБТК-миграция. Большой путеводитель по переезду в безопасную страну