Париж 2024: Олимпийская церемония как квир-театр
Дождавшись, пока улягутся «фейсбучные страсти» об открытии Олимпиады в Париже, и посмотрев ее торжественное закрытие, я решила взглянуть на церемониал 2024 года как на произведение квир-театра.
Личность режиссера
Тома Жолли (род. 1982) – французский театральный режиссер, художник и актер, постановщик и арт-директор церемоний Олимпиады – 2024 в Париже. Он с раннего детства выступал в своем родном городе Ла-Рю-Сен-Пьер. Малыш Тома устраивал спектакли дома, вначале разыгрывая сцены из любимых мультфильмов: с теплом Жолли вспоминает роль Клеопатры из сериала «Приключения Астерикса и Обеликса». Сниматься в кино он начал в возрасте 11-ти лет.
В 2006 году Жолли создал авторский театр «La Piccola Familia» (итал. Маленькая семья), а в 2020 – 2022 руководил Национальным драматическим центром «Набережная Анжера». Среди его работ особое место занимает современная интерпретация трагедий Шекспира, а также оперная режиссура. Интересно, что в ныне закрытом московском театре «Гоголь-Центр», известном свободой эксперимента и квир-эстетикой, Жолли поставил спектакль «Арлекин, воспитанный любовью» по Пьеру Мариво (2015).
Инклюзивная франкофилия
Если вспомнить о канонах спортивной режиссуры, то одни из основных задач церемонии открытия Олимпиады – это соблюдение ритуалов, зародившихся еще в Античности (например, шествие с факелом и разжигание огня), и презентация страны, принимающей главные мировые соревнования. На самом деле Т. Жолли справился с этими задачами в полной мере, отобразив в форме и приемах зрелища даже не столько сам дух, сколько идеалы современности.
В постмодернистской манере режиссер конструирует неизбитый образ Франции, опираясь на многочисленные отсылки к истории и культуре страны. Так, парад национальных сборных по реке Сене – придворный театр на воде эпохи абсолютизма. Корабли проплывают среди рифов – огромных образов с картин собраний Лувра, в том числе с полотна неизвестного художника XVI века «Габриэль д’Эстре с сестрой», полного лесбийского эротизма. Хранит факел и передает спортсменам-факелоносцам Железная Маска – по легенде незаконнорожденный брат короля Людовика XIV, который провел в заточении 34 года.
Украшением номера метал-группы «Gojira» (франц. Годзилла) становится королева Мария-Антуаннета с собственной отрубленной головой в руках. Восхитителен в своей экспрессии массовый номер со скейтбордистами в белых театральных костюмах (словно они – шахматные фигуры), где звучит оперная ария. Их головные уборы – «фригийские колпаки» революционеров, напудренные парики Робеспьера – одного из лидеров Великой французской революции, треуголки Наполеона Бонапарта.
В режиссуре ярко и убедительно выражены идеи противостояния расизму, эйджизму, дискриминации женщин, ЛГБТК+, людей с инвалидностью.
Ожившая «Свобода на баррикадах» (1830) кисти Эжена Делакруа исполняет революционную песню и государственный гимн Франции «Марсельеза», и она – афрофранцуженка, что также воплощает многонациональность страны и исторически непростой путь деколонизации. Олицетворение революционного девиза «Свобода, равенство, братство!» в образе девушки называют «Марианной». Она является визуальным символом Французской Республики, и ее портрет зашифрован в логотипе Олимпиады в Париже.
Золотые женские статуи начинают двигаться на волнах Сены, представляя великих французских феминисток: Олимпию де Гуж (1748 – 1793), написавшую в XVIII в. «Декларацию прав женщины и гражданки»; Полетт Нардал (1896 – 1985) – писательницу родом из Мартиники (бывшая колония, а ныне заморский департамент Франции).
Мы видим лидерку формирования Black-идентичности в мировой художественной литературе; Жизель Халими (1927 – 2020) – юристку, политическую деятельницу, публицистку тунисского происхождения и др.
Зажигают олимпийский огонь в виде колоссального воздушного шара спортсмены Тедди Ринер и Мари-Жозе Перек. Передает им факел 100-летний Шарль Кост, передвигающийся в инвалидной коляске. Олимпиец и легенда французского спорта родился всего за пять месяцев до начала Олимпийских игр, которые состоялись в Париже в 1924 году.
Так что там с Леонардо?
А теперь об аллюзии, которой не было. Международный олимпийский комитет даже извинился за оскорбление религиозных чувств тех верующих, кто увидели в номере Филиппа Катерина в образе голубого Диониса отсылку к «Тайной вечере» (1498) Леонардо да Винчи.
На самом деле знаменитая фреска не является иконой и как произведение искусства может интерпретироваться. К этому широко прибегает современный маркетинг – например, в рекламной кампании американского телесериала «Доктор Хаус».
На самом деле Тома Жолли имел в виду картину «Праздник богов» (1635) голландского художника Яна Харменса ван Бильерта из собраний Музея Маньена во французском Дижоне.
Интродукцией номера становится модное дефиле – еще один всемирно известный символ Парижа. Богов представляют дрэг-артист_ки и vogue-танцор_ки, а в роли Аполлона – французская ди-джейка и квир-икона Барбара Буч.
Занавес!
Значительно меньше внимания выпало на долю церемонии закрытия Олимпиады – 2024, без которой нельзя судить о режиссерском замысле Т. Жолли. Центральным образом зрелища под названием «Рекорды» стал «Золотой вояжер» (т.е. путешественник) в костюме от швейцарского дизайнера Кевина Джерманье из переработанного золота, натурального жемчуга и экотканей. Образ героя вдохновлен «золотым диском», отправленным NASA в 1977 году в космос на борту двух зондов – «Вояжер – 1» и «Вояжер – 2». На нем записаны звуки природы, голоса птиц и животных, произведения И.С. Баха и В.А. Моцарта и около 50 языков человечества. Исполнил роль загадочного героя танцор Артур Кадрэ.
Однако, это только один из образных планов. В действии фигурирует статуя Ники Самофракийской – древнегреческой богини победы, и звучит античный гимн Аполлону. Пластика Вояжера воспроизводит танцевальные движения двора короля Людовика XIV, установившего абсолютную монархию. В историю он вошел также как «король-Солнце», ибо сравнивал сам себя с богом Аполлоном – не только покровителем искусств, но и воплощением «дневного светила». В одном из придворных балетов Людовик танцевал партию Аполлона. Очевидно, образ Вояжера также вдохновлен тем роскошным театральным одеянием. Контрастная массовка в сплошных серых костюмах пластически интерпретирует олимпийские кольца как хрупкий циферблат или песок часов, отмеряющих отведенное человечеству время.
Гимн Любви
Французские гей-иконы сыграли важную роль в концепции церемонии открытия. Номер Леди Гага «Mon truc en plumes» (фр. Моя штука из перьев) является репликой телевыступления звезды кабаре 1960-х годов, певицы и танцовщицы Зизи Жанмер. Художником-постановщиком оригинального номера выступил кутюрье Ив-Сен Лоран.
Интересно, как режиссер вписывает современных мировых поп-звезд в систему координат французской культуры, передавая эстетическую эстафету от поколения к поколению. Пожалуй, главную идею всего церемониала Олимпиады – 2024 выразил финальный номер открытия – песня из репертуара Эдит Пиаф «L’hymne à l’amour» (фр. Гимн любви), исполненная Селин Дион у подножия Эйфелевой башни. Стихи к песне написала сама Эдит, посвятив их своему возлюбленному – боксеру франко-алжирского происхождения Марселю Сердану:
Пусть навек погаснет небосвод,
Из-под ног уйдёт земная твердь…
Если в сердце живёт любовь,
Не страшна мне даже смерть!
(Русский поэтический перевод Натальи Кончаловской).
Олимпиада прошла в этом году «под грохот» военных действий в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, но спорт, театр и ЛГБТК+ сообщество призвали этот мир к любви…
* * *
Пропаганда, маркетинг, и современное искусство, безусловно, манипулятивны, но в финале хотелось обратиться к хейтерам. К сожалению, всеобщая культурная безграмотность и отсутствие анализа информации при ее избытке стали символами времени.
Во-первых, важно воспринимать произведение в целом, а не по отдельному эпизоду, не выбранному вами, а предложенному СМИ. Во-вторых, мир не охвачен «ЛГБТ-идеологией» – в мире множество идеологий, а религиозное мышление отсутствует даже у тех, кто считает себя его носителем. В-третьих, автор может (и в идеале должен) быть более эрудирован и образован, чем зритель. И, наконец, в-четвертых (в первую очередь, в адрес оппонентов почтенного возраста), французская культура мало имеет общего с выхолощенным образом, когда-то предложенным советским телевидением.
Лика Ярмолова
Подписывайтесь на наш Telegram-канал!
ЛГБТК-миграция. Большой путеводитель по переезду в безопасную страну