Небинарная персона о жизни в Беларуси, Чехии и Польше

Небинарная персона о жизни в Беларуси, Чехии и Польше

время чтения: 4 мин

Паша Ежора — независимая кинорежиссерка из Польши, которая в настоящее время живет в Польше. Еще в детстве она осознала свою небинарную природу, то есть состояние, в котором человек не идентифицирует себя только женщиной или только мужчиной.

Сегодня Паша — яркая квир-активистка. Паша рассказала МОСТу о детстве небинарного человека, самовыражении и стремлении к школе, творчестве и активизме в эмиграции, а также об отношении к квир-людям в Беларуси и за ее пределами.

«Все девушки нормальные, но со мной что-то не так»

— Я начала осознавать свою небинарность с раннего возраста. Каждый раз, когда я говорила, что я девочка, мне казалось, что я обманываю, потому что это меня не характеризует. Это было не обо мне. В 11 лет я точно знала, кто я, и стала открыто показывать это в своем внешнем виде. При этом мне пришлось сменить школу, потому что одноклассники дразнили меня по совету классного руководителя.

Я очень надеялась, что во второй школе мне не придется иметь дело с издевательствами из-за моей идентичности, но тщетно. Также было давление со стороны одноклассников и сверстников. Например, бывали ситуации, когда я шла в раздевалку переодеться перед физкультурой, а девчонки мне говорили идти куда-нибудь в другое место и не смотреть на них.

Учителя давили на меня, говоря, что мне нужно разобраться с «этим», что все девочки нормальные, а со мной что-то не так, и что вообще они обо всем этом расскажут моим родителям. Но я довольно активно и бескомпромиссно реагировала на попытки меня запугать и всегда давала отпор.

Небинарная персона о жизни в Беларуси, Чехии и Польше

«Мне несколько раз угрожали ножами»

— Но самое ужасное оскорбление, с которым мне пришлось столкнуться, было не со стороны моих школьных сверстников, а со стороны так называемых «берозовских антифашистов». На тот момент они не имели никакого отношения к антифашистскому движению, а были хулиганскими группировками, нападавшие на тех, кто им не нравился. Да, несколько раз угрожали мне ножами, а однажды мне пришлось использовать перцовый баллончик. Конечно, я достаточно испугалась жить с пониманием того, что я не могу позвоните в полицию, школу или родителям.

Кстати, о моих родителях. Я никогда не делала каминг-аута, никогда не разговаривала с ними на эту тему и не планирую, потому что считаю это абсолютно ненужным. Мы почти не поддерживаем связь, поэтому я не знаю, как они отреагировали на мою небинарность и отреагировали ли они вообще. Но меня в целом не волнует то, что они думают.

«В Праге ко мне обращались только так, как я просила»

— Некоторое время я мечтала поступить в Академию исполнительских искусств в Праге (FAMU). Потому что я бесконечно люблю чешскую трагикомедию и вижу в ней ответ на вопрос, как создать белорусское кино. Но, к сожалению, я не смогла пройти на режиссерский факультет даже с третьей попытки.

Что касается отношения чешского общества к моей самоидентификации, то оно было одним из самых толерантных. Там у меня никогда не было проблем с именем: никто никогда не пытался называть меня по имени (имя, данное при рождении). Все обращались только так, как я просила. Именно в Праге я посетила свой первый прайд, который стал значимым событием в моей жизни. Он был моей главной мотивацией возглавить белорусскую группу на Варшавском прайде 2024 года.

«Говорили, что опасно ехать в Польшу»

— Я считаю необходимостью для меня как режиссерки и художницы получить образование в этой области. Кроме того, у меня было желание работать именно с белорусской культурой и искусством. В какой-то момент я поняла, что на международных проектах я задыхаюсь от осознания того, что все, что я делаю, не имеет почти никакой пользы для моей родной культуры. И после очередного визита в Польшу по работе, я почувствовала, что хочу здесь жить и учиться.

Когда я приняла окончательное решение переехать в Польшу, мои чешские друзья отговаривали меня от этого. Они сказали, что Польша — ужасно религиозная и гомофобная страна, в которую опасно ехать. После переезда я с удивлением столкнулась со многими трудностями, но они не были связаны с моей самоидентификацией. Да, были ситуации, когда на меня кричали на улице или подходили с практическими вопросами, но ни одна из этих ситуаций не стала для меня ужасной.

— В первый месяц пребывания в Польше мне удалось возглавить белорусскую группу на Варшавском параде, чем я очень горжусь. Но не обошлось и без ненависти со стороны живущих здесь белорусов. Им не понравились радужные «Погони», которые я напечатала для прайда.

Небинарная персона о жизни в Беларуси, Чехии и Польше

— Кстати, довольно часто слышу вопросы от белорусов по поводу формы моего имени и о том, как обращаться ко мне «по нормальному» и о моем поле. Обычно я либо сразу заканчиваю разговор или проясняю ситуацию, что не буду ни слушать, ни отвечать на такие вопросы. Подобные ситуации меня не демотивируют и не вгоняют в депрессию, а наоборот, мотивируют еще больше раскрыться, чтобы другие квир-люди меньше с этим сталкивались.

В общем, я рада жить в Польше, в Варшаве. Надеюсь, что смогу поступить сюда на режиссерку и заняться любимым делом, чтобы в дальнейшем быть полезным белорусскому обществу.

«Однажды мы проведем свой белорусский прайд»

— Я веду свой блог в TikTok, потому что точно знаю, каково это — чувствовать себя, пожалуй, будто ты единственная квин-персона в стране. И я не хочу, чтобы кто-то чувствовал то же, что и я шесть лет назад.

Цель моего блога — дать белорусским квирам понять, что они не одиноки. Я хочу, чтобы они знали, что внутри страны и в эмиграции есть те, кто борется за свои права и страну, которой мы когда-нибудь будем гордиться.

Как ни странно, одна из самых популярных реакций на мой контент —удивление со стороны украинок и украинцев, что они прекрасно понимают белорусский язык. Кроме того, есть положительные реакции со стороны белорусских мужчин и женщин. К сожалению, не все квиры, находящиеся сейчас в Беларуси, могут высказать свое мнение и оставить комментарии под моими видео.

— Для них опасно реагировать на политический или полуполитический контент. И я это прекрасно понимаю. Но при живом общении я часто слышу положительные отзывы о моем контенте.

Хейт тоже есть. И его довольно много — и от хитрых, так называемых белорусских националистов, и от людей, которым не нравится моя внешность: большинство из них ненавидят мой пирсинг. В ответ я либо вообще не отвечаю, либо лайкаю, либо иронизирую, чтобы под видео поднялась активность и его увидело больше людей.

Источник

Подписывайтесь на наш Telegram-канал!

ЛГБТК-миграция. Большой путеводитель по переезду в безопасную страну

Смотрите интересные видео на нашем YouTube-канале