«Лифчик идет всем!»: театральность польской квир-культуры 1990-х
Архив «QueerStoria» ассоциации «Lambda Warszawa» – старейший и крупнейший польский архив сообщества негетеронормативных людей. Его сборы насчитывают более 100 000 единиц хранения: вырезки из прессы, ЛГБТК+ журналы, листовки, плакаты, документы, фотографии.
Материалы отражают период с 1945 по 2024 гг. Коллекция включает и зарубежные собрания, в частности, архив первой литовской лесбийской организации «Sappho».
А в 2024 г. при содействии «Free Belarus Center» началась работа по созданию Беларуского отделения архива «QueerStoria»
6 декабря откроется «QueerMuzeum Warszawa» – первый в Польше и постсоциалистических странах и пятый в мире музей квир-истории. Основная часть собраний архива также будет располагаться там. И те интересные факты, которыми я решила поделиться, я нашла в «QueerStoria».
Меня заинтересовало последнее десятилетия прошлого века, потому что в 1989 г. пала диктатура прокремлевской коммунистической партии и была провозглашена Республика Польша, что повлекло резкие, «шоковые» изменения в экономике, общественной жизни и культуре. Однако политические лидеры и общество независимой Польши оказались не готовы к существенным демократическим преобразованиям в отношении прав ЛГБТК+, и в 1997 г. в Конституции был закреплен запрет на заключение однополых браков (союзов).
Театральность, которую в разных формах я исследую на протяжении десяти лет, является, пожалуй, неотъемлемым качеством квир-культуры. Выражается это в символизме арт-активизма; карнавальной природе шествий и акций (Pride); переосмыслении и разнообразии гендерных границ в моде, дизайне, имидже и стиле повседневности; репрезентации ЛГБТК+ человека и квир-эстетике в художественной культуре (перформативные и визуальные искусства, в том числе Drag Show, Vogue Dance).
Печатная пресса и квир-сообщество
До распространения интернета и при табуированности тем гомосексуальности и трансгендерности на польских телевидение и радио, в 1990-х годах главным СМИ для квир-сообщества стала печатная пресса, представленная национальными и региональными изданиями («Inaczej», «Okay», «Filo» и др.). Эти журналы охватывали огромное количество тем: от рецензий на спектакли и кинофильмы до объявлений о знакомстве и порнографических постеров.
Так из цикла статей «Madonny Polskie» в журнале «Inaczej» мы можем узнать о дрэг-королевах, которые выступали на клубной сцене в то время.
Этот период в истории дрэг-перформанса отличают гламурный блеск, театрализация, сложность сценических костюмов и персонажей
Что имело свое особое значение в условиях еще довольно серой и скудной жизни в посткоммунистической Польше.
В 1990-х гг. на польскую дрэг-сцену приходили профессиональные артисты из театрального мира. Шоу представляло собой эстрадный спектакль, который собирал свою аудиторию, в последующие же десятилетия дрэг-номера скорее стали составной частью танцевально-развлекательной программы. Звукорежиссер давал звук в зал с аудиокассеты, на которую была записана вся программа из 15-20 номеров, включая интермедии и паузы. Таким образом, если артист_кам бисировали, то необходимо было срочно перемотать кассету, чтобы найти нужный номер.
Журналы «Filo» и «Inaczej» освещали квир-вечеринки, карьеру дрэк-королев, конкурсы дрэг-образов. География событий разнообразна: Сопот, Гданьск, Быдгощ, Торунь… Когда смотришь на фото участников конкурса «Miss Dworu Lorda» в гданьском кафе «Lord» 14 августа 1992 г. невольно задаешься вопросами: сколько лет сегодня этим ребятам, и как сложилась их судьба?
В журнале «Okay» была постоянная колонка театральных рецензий от критика Владимира Антоса. В октябрьском номере за 1990 г. читаем о спектакле «Нормальное сердце» Ларри Крамера (режиссер – Гжегож Мрувчинский, художник – Марьян Иванович, Польский театр в Познани, 1987).
Спектакль впервые на польской сцене поднимает проблема распространения СПИД в среде геев. Рецензент отмечает:
«…они тоже имеют право на жизнь, радость, любовь. Но, кажется, наше общество еще долго не дорастет до европейского уровня»
В 1996 г. в Лодзи на конкурсе «Moda Media – 3» дизайнеры Дарек Енджеек и Ромек Хрушцел получили первую премию за авангардную коллекцию бюстгальтеров «Transsexual Blow Out» (Inaczej, №3/96). Коллекция состоит из 13 отдельных моделей-образов, осмысляющих понятие «третьего пола».
Идея ее создания возникла у художников на кухне, когда они вместе чистили картошку. Дарек и Ромек создавали из отдельных элементов целостные произведения таким образом, чтобы каждая модель имела свой индивидуальный характер: «Электричество» (бюстгальтер из светящихся ламп), «Pizza Virtual TV», «Циркулярная пила», «Волчица» (из натурального волчьего меха, что не эко-этично с современной точки зрения), «DJ» (из пластинок поп-рок певицы Коры – польской гей-иконы), «Пани доктор», «Маркиза Катарина Фистаццио» (съедобная модель из ледяного фисташкового мороженого) и др.
Показы коллекции прошли в Польском театре в Познани, а также во Дворце культуры и науки в Варшаве перед специальным показом музыкального фильма «Приключения Присциллы – королевы пустыни» (режиссер – Стефан Эллиот, 1994), где бюстгальтеры от Дарка и Ромка были встречены бурными овациями.
Дизайнеры утверждают:
«Лифчик идет всем!»
Они убеждены, что авангардная мода способна формировать повседневный стиль, и приглашают всех смельчаков, которые готовы носить такое белье или выступать в нем, направлять свои заявки почтой на абонентский ящик «Трансмода».
Квир-культура в постсоциалистической Польше достигла наибольшего развития, как и пика борьбы за свое полноправное существование, во втором десятилетии XXI века. Эта социально-культурная эволюция непрерывна, и потому особенно важно сохранить память о времени освобождения квир-комьюнити после падения коммунистических режимов в Восточной Европе, а также, о вкладе поколений «Х» и «Y» в этот процесс.
Сегодня в исследованиях того исторического периода нам остается опираться на свидетельства современников и немногочисленные источники информации, ключевую роль среди которых играют печатные СМИ.
Лика Ярмолова
Исследование проведено в рамках стипендиальной программы для гражданских активистов и журналистов Free Belarus Center
Подписывайтесь на наш Telegram-канал!
ЛГБТК-миграция. Большой путеводитель по переезду в безопасную страну