
Когда страх уходит: мои два прайда
Думаю, не каждому дано вернуться в прошлое и прожить его по-новому. Но мне не раз такое выпадало, и это делает меня счастливым. Так у меня случилось два путешествия в Стокгольм на Прайд, но с разницей в шесть лет.
Задолго до того, как я впервые побывал в неповторимом скандинавском краю, Швеция как будто уже присуствовала в моей жизни. Мой друг, писатель и квир-активист 1990-х – 2000-х годов Павел Голушко, был вынужден эмигрировать именно в эту страну. Впервые же он посетил Северную Европу еще до своего отъезда туда, и его последняя изданная в Беларуси книга получила название «Шведский дневник». Стокгольмские впечатления заняли в ней значимое место.

Разнообразие Стокгольмского Прайда
Стокгольм 2019
Я прилетел в Стокгольм по приглашению Шведской федерации за равенство людей с разной сексуальной ориентацией (Riksförbundet för sexuellt likaberättigande, сокращенно RFSL).
Эта организация возникла в начале 1950-х годов по инициативе инженера Аллана Хельмана, который совершил каминг-аут в интервью королевской газете и тем привлек большое внимание общества и квир-комьюнити. Справедливости ради нужно заметить, что возникновение такой организации пришлось на послевоенное время, когда в целом формировалась современная концепция прав человека и система гуманистических ценностей. Благодаря федерации, в 1970-ые годы начали проводиться «Марши освобождения», ставшие для Швеции прообразом Прайда. Сегодня RFSL объединят более 7000 участниц и участников.

«Немая колона» на Прайд-марше в Стокгольме в 2019 году
Летом 2019 года актвист_ки и перформер_ки из Беларуси, России, Украины, Армении, Грузии и Молдовы, рядом с которыми посчастливилось оказаться и мне, прошли по Стокгольму единой колонной.
Их рты были заклеены черным скотчем, что символизировало недоступность позитивной публичной репрезентации ЛГБТК+ в наших странах
Предвидеть нынешнюю интенсивность давления на квир-сообщество вряд ли кто-то был тогда способен. Беларусские активисты использовали на марше государственный флаг – реплику флага БССР. У большинства он тогда еще не ассоциировался с массовыми преступлениями «режима Лукашенко» против человечности.
В то время я жил в Минске и работал «на государство». Моя уверенность во всесильности спецслужб была непоколебима. Я очень боялся того, что кто-то узнает, что я участвую в Прайде. Поэтому я постоянно испытывал чувство вины и опасности. Мне казалось, что я делаю что-то дурное, постыдное. В «немой колоне» я шел в конце, прячась среди участников, желая остаться незамеченным. Во мне жила тогда внутренняя ксенофобия. Некоторые люди и события казались мне странными. Знаю, что причиной тому было непринятие себя. Я все еще на пути преодоления этого трудного чувства, но уже делаю значительные успехи!

Разнообразие Стокгольмского Прайда-2025
Я случайно познакомился в Прайд Парке со шведом почтенных лет. В беседе он заметил, что исторический разрыв между его родиной и странами Восточной Европы может составлять полвека. У меня в голове промелькнула смелая мысль… А что, если когда мне будет восемьдесят лет, я в красивом черном платье с блестящими пайетками буду приветствовать со своего балкона участниц и участников Минского марша равенства, организуют который устойчивые и развитые организации гражданского общества в содружестве с Министерством культуры и разнообразия Республики Беларусь?
2025
Новые шведские встречи выпали на совсем иное время – как для меня, так и для всей Европы. Дружеский круг коллежанок и коллег по гражданскому сектору определили реальные и потенциальные репрессии против ЛГБТК+ сообщества, поэтому по улицам Стокгольма в этот раз прошли активист_ки из Беларуси, России и Грузии.

Прайд Хаус. Художник – Bent Williger
Этим летом я прилетел в Швецию совсем иным человеком, чем был шесть лет назад. «Беларусская революция» 2020 года, эмиграция, неустроенная жизнь в разных странах, «большая война» России против Украины, принятие своей идентичности, тяжелая депрессия, ностальгия, алкогольная зависимость – всё это навсегда изменило меня. Путешествие позволило мне сравнить два Прайда, свои чувства, настроения, оценки.

Прайд Хаус. Художница – Karin Andre Barowiak
Я заметил, что в Прайд Хаусе, где проходят дискуссии, кинопоказы, презентации, в этом году оказалось много возможностей для арт-активист_ок и худож_ниц представить свое творчество.

Вайбы Прайд Парка
А вот в Прайд Парке, в отличие от 2019 года, из-за высокой стоимости аренды мест было представлено меньше стендов общественных организаций и инициатив, выступающих в интересах ЛГБТК+, и больше корпораций и баров, и в этом есть свое особое значение в Швеции, где алкоголь не имеет регулярной и повсеместной доступности.

Прайд Хаус. Художница –Nilla Johanna Wikberg
Переживая свою радужную неделю, я ничему не удивлялся, но только радовался, потому что мой внутренний градус квирофобии (а значит страха перед самим собой) в разы ниже сегодня, чем когда-то.
Самым ярким и вдохновляющим впечатлением Прайда стали его люди!
То разнообразие, которое я встретил, говорит о значительных успехах не только шведских государства общества, но и самого квир-комьюнити. ЛГБТК+ с особыми потребностями, из национальных меньшинств, с опытом беженства, третьего и четвертого возрастов почувствовали себя на марше по-настоящему видимыми и значимыми.

Представители мексиканской диаспоры на марше
Заинтересовали меня и корпоративные колонны. Люди, которые работают вместе в одной компании, фирме, учреждении, пришли на марш как на красивый, веселый праздник, чтобы поддержать своих квир-коллег и друзей. Интересно, что в Швеции есть и ЛГБТК+ объединения, основанные на принадлежности к той или иной профессии: например, Ассоциация шведских полицейских-геев.

Представитель ирландской диаспоры на марше
* * *
Возвращаясь туда, где теперь живу, я подумал о том, что нет смысла ждать такого идеального момента, в котором борьба за права и свободы личности остановится по той причине, что эти ценности станут всеобщими. Ни одно общество не обрело толерантность с национальным менталитетом или историческим наследием. Это всегда результат эволюции, преодоления и развития.

Разнообразие Стокгольмского Прайда
Движение за права ЛГБТК+ в Швеции
(краткая историческая справка):
1944 – Легализованы сексуальные отношения между людьми одного пола.
1972 – Швеция первой в мире разрешает легальную смену пола.
1979 – Национальный совет по здравоохранению Швеции исключает гомосексуальность из списка психических расстройств.
1995 – Принят закон о зарегистрированном партнерстве.
1999 – Вводится должность омбудсмана по борьбе с дискриминацией по признаку сексуальной ориентации.
2003 – Однополые пары получают право усыновления.
2005 – Лесбийские пары получают право на искусственное оплодотворение.
2009 – Право на трансгендерную идентичность включено в закон о борьбе с дискриминацией.
2009 – Принят закон о браке, нейтральный в отношении гендера супругов.
2011 – Пункт о запрете дискриминации по признаку сексуальной ориентации включен в конституцию.
Митя Фогель
Фото автора
Подписывайтесь на наш Telegram-канал!
ЛГБТК-миграция. Большой путеводитель по переезду в безопасную страну